Алкогольная промышленность

Владимир Баликоев,

доктор экономических наук (Новосибирск)

Член ЦИК теперь будет командовать винной отраслью

Член ЦИК теперь будет командовать винной отраслью
Александра Чуркина пересадили из кресла члена Центральной избирательной комиссии в кресло генерального директора ЗАО «Союзплодоимпорт»
13 июля 2009

В пятницу по собственному желанию был освобожден от занимаемой должности генеральный директор казенного предприятия «Союзплодоимпорт» Владимир Логинов. Именно эта организация управляла советскими водочными брендами, такими как Stolichnaya и Moskovskaya. 
В этот же день стало известно, что новым руководителем федерального казенного предприятия «Союзплодоимпорт» станет член ЦИК Александр Чуркин.

Начиная с 2001 года компания вела настоящую войну с нашим бывшим соотечественником Юрием Шифлером и его компанией SPI Group, которая в смутное время оформила на себя уважаемые на западе бренды Stolichnaya и Moskovskaya. В итоге на господина Шефлера не просто возбуждено уголовное дело в России — он объявлен в международный розыск.

Международные суды, которые тянутся с 2001 года, казенное предприятие проиграло, а на российском рынке «Союзплодоимпорт» потеснили более активные игроки. По официальным данным, компания сегодня управляет лишь 40 процентами товарных знаков: Stolichnaya, Moskovskaya, Kubanskaya, «Лимонная», «Советское шампанское» и другими. При этом финансовые показатели казенного предприятия тают буквально на глазах: с 2001 по 2008 год производство водки под государственными марками сократилось с 4 млн декалитров до 200 тысяч. При этом продажи только водки «Столичная» за рубежом в 2008 году превысили 2 млн декалитров.

Отставка Владимира Логинова с экономической точки зрения абсолютно понятна, как и приход на этот пост крепкого юриста (это отмечают практически все эксперты) Александра Чуркина. Можно предположить, что дальнейшие переговоры «Союзплодоимпорта» с SPI Group будут проходить по следующему сценарию: закрытие уголовного дела в обмен на совместное управление брендами на Западе. Которое, вне сомнений, принесет выгоду обеим компаниям, а в конечном счете и российскому государству.

По некоторым оценкам, это назначение — продолжение многоходовой операции по консолидации государственных алкогольных активов. Более того, замена гендиректора «Союзплодоимпорта» ставится в один ряд с недавним созданием Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, которую возглавил бывший директор «Росспиртпрома» Игорь Чуян. Все идет к тому, что государство может экономическим путем превратить производство водки в государственную монополию.

Комментирует Владимир Баликоев, доктор экономических наук (Новосибирск) 

Я, как государственник, считаю, что возобновление государственной монополии на производство спиртного в России сегодня — крайняя необходимость. Я утверждал и утверждаю, что в некоторых отраслях российского хозяйства должен быть железный порядок. Любое государство сильно только тогда, когда умеет защищать свои интересы. Алкогольная промышленность входит в число приоритетных.

Конечно, можно вспомнить и негативные последствия государственной монополии — например, дефицит спиртного, который у нас был в 80-х годах. Но мы же люди разумные и должны учиться на своих ошибках. Сейчас частник, который занимается производством, не заинтересован в качестве продукции — его в первую очередь интересует объем и выручка. А ведь производство спиртного — это не только технологии, но и традиции, которые сейчас отодвинуты на второй, если не на третий, план. Поэтому и травят частники народ, не думая о последствиях.

Ошибочно считается, что производство водки всегда рентабельно, что оно просто обречено на успех. У нас в Новосибирске есть огромное предприятие ВИНАП, которое в свое время прославилось на всю страну выпуском водок «Сибирская тройка» и «Отечество». Однако ошибки управления привели к тому, что сейчас это производство на заводе приостановлено и загублено, здесь выпускают только газировку.

Восстановление государственной монополии на производство спирта для России — чуть ли не главная государственная задача.