Экономический кризис

Андрей Ухватов,

экономист (Санкт-Петербург)

Джордж Сорос уже готовит следующую аферу

Джордж Сорос уже готовит следующую аферу
Единственным человеком, кому удалось заработать на финансовом кризисе, стал Джордж Сорос. Менее чем за год с момента обвала мировой экономики объем находящихся в его управлении активов увеличился на 40 процентов
4 сентября 2009

С начала кризиса большинство инвестиционных фондов понесли огромные убытки. Часть из них была вынуждена вообще прекратить свою деятельность. В условиях экономической нестабильности и краха банковской системы люди предпочитают вкладывать деньги в недвижимость, в крайнем случае держать сбережения «под матрасом», нежели доверять их профессиональным инвестиционным управляющим. Единственным человеком, кого не коснулись изменения финансово-инвестиционной конъюнктуры, является Джордж Сорос. 

Американский журнал «AR» посчитал, что по состоянию на 1 июля 2009 года объем активов, находящихся в управлении Сороса, составил 24 млрд долларов, что на 41 процент превышает аналогичный показатель годичной давности. Даже на пике кризиса, который пришелся на конец 2008 года, его главный фонд Quantum Endowment показал 10-процентный рост. В то время как доходы конкурентов сократились в среднем на 20 процентов. 

Успех Сороса не стал для экспертов сюрпризом. Известный на весь мир «валютный спекулянт» умеет зарабатывать на кризисах. Тем более что многие из них он сам и создает. 

Так, в 1992 году ему удалось удачно «сыграть» против британского фунта, что принесло в его «копилку» лишний миллиард долларов. Хороший доход принес и дефолт российской экономики в 1998 году, обогативший Сороса на 1,5—2 млрд долларов. Последней из известных его «операций» cтал умышленный обвал акций крупнейшего банка Венгрии «OTP» в октябре 2008 года. Сколько заработал Сорос на этой сделке, доподлинно неизвестно. Однако вряд ли бы он взялся за это дело, не сули оно миллиардные прибыли.

В этой связи неудивительно, что уже поползли слухи о причастности Джорджа Сороса к нынешнему мировому финансовому кризису. О вероятности глобального экономического обвала «великий комбинатор» предупреждал давно. И вроде как в том, что его прогнозы оправдались, он не виноват. С другой стороны, как считают аналитики, кризис воплощается в практической плоскости только тогда, когда он хорошо (а главное, заблаговременно) описан в теории. 

Комментирует Андрей Ухватов, экономист (Санкт-Петербург) 

Я не очень люблю разговоры о «тайном мировом заговоре», о «международном теневом правительстве» и так далее. Все это химеры, которыми пугают народ. Когда власти той или иной страны, например, той же России, хотят снять с себя вину — не особо важно за что, — они придумывают абстрактных врагов. Кто виноват, что в нашей стране нет ни одного нормально работающего завода? Ответ всегда готов: американцы, Вашингтон, транснациональные корпорации. 

Но Сорос — случай особый. Дело в том, что он давно и накрепко врос в мировую финансовую систему, став доверенным лицом правительств многих стран. Прежде всего, конечно, США. Для американских властей он играет роль «стиральной машинки», быстро и качественно «отмывающей» деньги. Дашь ему десять центов — он «отмоет» 100 долларов. Согласитесь, вполне приемлемая такса за выполнение столь грязной работы. 

Понятно, что единственный по-настоящему эффективный способ «отмыть» деньги, вывести их в «белую», является кризис. Когда все рушится и валится, когда из каждого телевизора кричат о проблемах, трудно уследить за движением миллиардных, если не триллионных, финансовых потоков. 

К 2007 году всем стало ясно: действующая экономическая система больше не может существовать в том виде, в каком ее придумали американские банкиры в конце 60-х годов. Вздулось слишком много «пузырей», накопилось слишком много долгов и обязательств, слишком много денег оказалось за пределами легального поля. Что-то нужно было со всем этим делать. 

Решили так: давайте все это обрушим, поломаем и под шумок отмоем деньги. Это решение далось трудно, но иного выхода не было — никому не хотелось отвечать за все эти, откровенно говоря, финансовые махинации. 

Сорос, само собой, об этих планах знал. Более того, он выступил в роли одного из исполнителей кризиса. По крайней мере работа с общественным мнением — создание информационного фона грядущей катастрофы — досталась ему. 

Что получилось в итоге: крупные инвесторы вложили «грязные» и «бумажные» (существующие только по документам) деньги в фонды Сороса. Напуганные ожиданием кризиса инвесторы поменьше тоже принесли ему свои накопления — но только уже не «грязные» и «бумажные», а вполне реальные. Произошел обмен: большие игроки вместо «пузыря» получили настоящие деньги — чистенькие, беленькие, приятно пахнущие. Которые Соросу принесли рядовые вкладчики, а те, в свою очередь, получили всего лишь обещание, что их капиталы будут сохранены. Мол, приходите через годик-два, когда кризис закончится, и получите свои деньги назад. «Утром деньги, а вечером после дождичка в четверг стулья». 

Великолепная афера, которая в будущем еще выльется в новый экономический кризис. Поскольку Сорос привык просчитывать свои действия на несколько ходов вперед, он уже готовит для него почву. 

Вот, например, сравнительно недавно появилась идея использовать в качестве мировой резервной валюты SDR — платежное средство, эмитируемое Международным валютным фондом. Сорос эту идею поддержал, сказав, что для ее реализации нужно чуть-чуть «накачать» бумаги МВФ. Но Россия, которая тоже вроде как хотела использовать SDR, вдруг резко отказалась от этих планов. Ну или почти отказалась. Кремль явно не хочет участвовать в очередной афере Джорджа Сороса.