Подоходный налог

Рифат Гусейнов,

доктор экономических наук (Новосибирск)

Конвертируемая зарплата

Конвертируемая зарплата
Российские власти решили с нового года ужесточить борьбу с зарплатой в конвертах. Теперь к уголовной ответственности за «черный нал»будут привлекать не только работодателей, но и самих работников.
4 декабря 2009

Официальной статистики по серым зарплатам в России нет. По оценке независимых экспертов, до начала кризиса 30—40 процентов доходов работающие граждане получали либо в конвертах, либо по другим «серым» схемам.

По данным агентства HeadHunter, с началом кризиса на подобную схему выплат перешло больше половины российских предприятий. А в 2010 году прогнозируется настоящий бум серых зарплат. Причин для таких прогнозов специалистов две: продолжающий кризис и увеличение налоговой нагрузки в связи с отменой в 2010 году единого социального налога. В настоящий момент работодатель с выданной зарплаты обязан выплатить почти 40 процентов налогов — 13 процентов подоходного налога и 26 процентов единого социального. В 2010 году, по расчетам главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, для большинства отраслей экономики нагрузка на фонд оплаты труда вырастет еще больше, а в 2011 году увеличится на 30—40 процентов.

Война с «серыми» зарплатами в России ведется с начала перестройки, но о победе пока говорить не приходится. Серьезных успехов налоговики пока не добились, хотя и прикладывают к этому довольно серьезные усилия. Одним из новшеств последних лет стало создание на уровне регионов «зарплатных» комиссий, в которые вошли не только налоговики и сотрудники правоохранительных органов, но и специалисты ФСБ. И если раньше на эти комиссии вызывались руководителей предприятий, то с нового года этой участи могут быть подвергнуты и рядовые сотрудники, получающие зарплату в конвертах.

Замысел сотрудников фискальных органов таков: сотрудник, получая зарплату в конверте, знает, что компания недоплачивает в бюджет, — значит, его можно обвинить в сговоре с работодателем. При этом последствия для владельцев бизнеса и персонала будут отличаться: работодателю грозит пеня за просрочку платежей, а работнику — до трех лет колонии.

Впрочем, правоведы считают, новую инициативу незаконной, поскольку она не прописана законодательно. Так что даже получив официальное приглашение на заседание такой комиссии, работник может его попросту проигнорировать, не опасаясь при этом преследования. К тому же обязанность по перечислению налога на доходы физических лиц законодательно лежит именно на налоговом агенте, то есть на работодателе. 

С другой стороны, налоговики настаивают, что платить подоходный налог обязаны все, и обязанность эту пока никто не отменял.

Пойти на столь радикальные меры по борьбе с «серыми» зарплатами в регионах решились неслучайно. Доходы в местные бюджеты катастрофически падают, а налоги собираются плохо. 

Комментирует Рифат Гусейнов, доктор экономических наук (Новосибирск)

Опыт показывает, что укрывательство налогов является у нас чуть ли не национальным видом спорта. Причем не важно, сколько нужно отдавать в бюджет. Фактически, конечно же, это воровство. Причем воровство у самих себя же, потому что бюджет тратится на благо всех граждан. Скорее всего, новые меры тоже не решат этой проблемы.

Сегодня с экранов телевизоров нас уверяют, что, несмотря на кризис, наше благосостояние растет. Это не так: кризис только начинается, и в правительстве об этом прекрасно знают. Поднимать пенсию в таких условиях — чистой воды популизм. Либо это будут инфляционные деньги, либо фиктивное повышение. Где же брать реальные деньги, не инфляционные?

С налогов, разумеется. А значит, нужно облегчить жизнь предпринимателей. Власти должны понимать, что бизнес — это не враг, а верный союзник в борьбе с кризисом. Ибо именно бизнес дает людям работу. 

Справка «Особой буквы»
Статья 198 Уголовного кодекса предусматривает санкции за уклонение от уплаты налогов гражданами. Если размер неуплаченных налогов за три года превысит двести минимальных размеров оплаты труда, то работнику в худшем случае грозит лишение свободы на срок до одного года. Если размер уклонения подпадает под категорию особо крупного — пятьсот минимальных размеров оплаты труда, то срок заключения может составить три года.