Традиционно в России зимой молока производится меньше, чем требует рынок. Обычно переработчики заменяли цельное молоко сухим. Но в этом году производство сухого молока в России сократили на 50 процентов по сравнению с 2008 годом. Исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов связывает это с введением закона о специальной маркировке продукции. Многие производители отказались выпускать продукцию с этикеткой «молочный напиток», считая, что это отпугнет покупателя.
Дефицит, как правило, ведет к повышению цен, и молоко не станет исключением. Хотя председатель «Союзмолока» Андрей Даниленко категорически не согласен с утверждением о грядущем дефиците: «У нас есть рядом государство Белоруссия, которое производит в два раза больше молока, чем они способны сами потреблять, поэтому с точки зрения продовольственной безопасности или обеспеченности страны никаких объективных причин для дефицита нет».
Уместно вспомнить о молочных войнах с Белоруссией летом 2009 года. Как утверждают эксперты, причины конфликта были не в качестве белорусского молока, а в интересах крупного российского бизнеса, перетянувшего на свою сторону главного санитарного врача страны Геннадия Онищенко.
Договорятся ли на этот раз белорусские и российские бизнесмены, покажут время и прилавки магазинов.
Комментирует Елена Скрынник, министр сельского хозяйства России
В России нет дефицита молока, нет и предпосылок для повышения потребительских цен на готовую молочную продукцию.
Объем производства молока превысил в уходящем году 32 млн тонн. При этом мы полностью выполняем все требования по поставкам сухого молока из Белоруссии в соответствии с балансом Союзного государства.
Желание переработчиков импортировать больше сухого молока из Белоруссии понятно. Но если мы сейчас завезем больше согласованных объемов, то закупочные цены на молоко упадут, а этого допускать нельзя.
В настоящее время закупочные цены на сырое молоко — 15—18 рублей за литр, тогда как летом в ряде регионов они составляли 6—7 рублей. Переработчики должны платить больше за натуральное молоко.
Я считаю, было бы абсолютно правильно дать возможность заработать нашим сельхозорганизациям.