Газопроводы

Андрей Суздальцев,

доцент факультета мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики

Россия и Туркмения временно подружились на века

Россия и Туркмения временно подружились на века
Президенты России и Туркмении подписали межгосударственное соглашение о расширении стратегического сотрудничества в области энергетики и машиностроения.
23 декабря 2009

Конфликт из-за поставок туркменского газа в Россию разгорелся в апреле этого года в результате аварии на газопроводе «Средняя Азия — Центр-4». Авария лишила Туркмению экспортных поставок почти на полгода. И хотя была быстро устранена, поставки газа в Россию восстановлены не были. 

Аналитики отмечали, что авария на газопроводе произошла очень своевременно — в момент начала падения спроса на газ в Европе. Более того, руководители республики открыто обвинили Кремль во взрыве. 

«Газпром» неоднократно пытался договориться с Ашхабадом о снижении цен на туркменский газ и объеме поставок, но компромисс был найден только на этой неделе. С января 2010 года поставки в Россию газа возобновятся, но вместо 50 млрд мы будем закупать только 30 млрд кубометров. Цена пока остается тайной. Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев пояснил: «Первый раз в истории российско-туркменских отношений в газовой сфере поставки газа будут осуществляться на основе формулы цены, которая полностью соответствует условиям европейского газового рынка».

Комментирует Андрей Суздальцев, доцент факультета мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики

Нам удалось договориться о снижении объема поставок в Россию газа без штрафных санкций. Это, конечно, победа. Как поражение надо расценивать цену на газ: доходы «Газпрома», а стало быть и России, на перепродаже туркменского газа равны нулю.

На следующий год запланировано начало строительства газопровода «Набукко». Эта труба будет способна транспортировать практически весь добываемый газ в Среднеазиатском регионе. Россия с пуском «Набукко» потеряет контроль над европейскими поставками газа. 

Соглашение надо рассматривать как компромисс. Мы получили хоть и не прямую, но все же возможность контролировать поставки газа в Европу. Но этот компромисс временный.