Спасать флагман российской нефтянки вызвали основателя компании, ингушского предпринимателя, за которым якобы тянулся целый шлейф налоговых преступлений.
Как уточнил начальник Cледственного комитета МВД Алексей Аничкин, в настоящий момент с Гуцериева сняты все обвинения, а меру пресечения заменили с ареста на подписку о невыезде. В случае возвращения Михаила Гуцериева в Россию его лишь допросят как свидетеля.
Несмотря на то что Гуцериев давно мечтал вернуть себе компанию, он пока не торопится покидать Лондон, ожидая от Кремля конкретных гарантий своей безопасности.
Комментирует Вадим Прохоров, адвокат
Вадим Прохоров
Действия нашего правительства выглядят циничными. То, что происходит сейчас на рынке с акциями «Русснефти», говорит лишь о том, что нашему правительству очень нужен человек, который способен спасти компанию от краха.
А еще Гуцериев может оказать помощь в стабилизации обстановки в Ингушетии. Именно поэтому Следственный комитет МВД расчищает дорогу опальному олигарху. Получается, что уголовные дела в отношении предпринимателя были сфабрикованными.
Ничего нового тут нет: практика у наших следственных органов в этом направлении имеется, и довольно серьезная. Вспомните Гусинского, Березовского, Ходорковского, Чичваркина. Принцип один и тот же: нужно забрать бизнес у человека — возбуждают уголовное дело. Если продает за бесценок — дают бежать за границу, ну а нет — сажают в тюрьму, как в истории с Михаилом Ходорковским или Яной Яковлевой.
Возвращение Гуцериева в Россию может стать не только его триумфом, но и крахом этой системы. Он человек южный и горячий, может потребовать проведения публичного судебного разбирательства и полного снятия обвинений. Прокурорские работники на этом суде будут выглядеть, мягко говоря, бледно.