Кризис

Михаил Хазин,

экономист

Исландцы отказываются платить по долгам

Исландцы отказываются платить по долгам
В Исландии прошел референдум, на котором жители страны высказались против выплат из своего кармана долгов банка Landsbanki.
10 марта 2010
Банк Landsbanki с 2006 года был поставщиком услуг интернет-банка IceSave. Многие граждане Великобритании и Нидерландов, вложившие в структуру около 5,5 млрд евро, воспринимали IceSave в качестве отдельного банка.

23 ноября 2008 года тяжелая экономическая ситуация в Исландии привела к массовым беспорядкам. 25 января 2009 года в отставку подал министр торговли, а на следующий день было объявлено об отставке правительства.

3 января 2010 года парламент принял законопроект о выплате вкладчикам из Великобритании и Нидерландов 3,4 млрд долларов, однако президент Исландии наложил вето на законопроект. Парламент назначил всенародный референдум по принятию законопроекта о выплате вкладчикам компенсации.

Осенью 2008 года, когда банковская система Исландии была фактически разрушена, банк Landsbanki был национализирован. Правительство страны обязалось выплатить все долги банка собственным гражданам. Для иностранных вкладчиков был установлен лимит в 20 тыс. евро. Правительства Великобритании и Нидерландов, чьи граждане наиболее сильно пострадали от крушения Landsbanki, вели переговоры с исландскими официальными лицами о полной компенсации по всем иностранным вкладам в IceSave. Предполагалось, что деньги будут выплачены Рейкьявиком из государственных средств.

Гражданами Исландии была сформирована инициативная группа InDefence, выступавшая за то, что простые исландские налогоплательщики не должны выкладывать из собственного кармана деньги на оплату долгов в прошлом частного банка, а Исландия — отвечать по долгам Landsbanki в одиночку. В результате InDefence удалось добиться проведения всенародного референдума по проблеме иностранных долгов Landsbanki, на котором 93 процентов граждан проголосовали против закона о полной ответственности Исландии по долгам Landsbanki и необходимости выплачивать Великобритании и Нидерландам более 5 млрд евро, что составляет около половины исландского ВВП.

Комментирует Михаил Хазин, экономист, руководитель консалтинговой компании «НЕОКОН»

Во-первых, в Исландии существует свое агентство по страхованию сбережений, в котором были застрахованы и сбережения иностранных вкладчиков. Во-вторых, банк был национализирован. То есть теоретически имеются основания для того, чтобы предъявить весь долг государству.

Такие правила действовали до кризиса, но сегодня очевидно, что они радикально изменились. Все участники имеют право отложить на какое-то время выполнение своих обязательств и разобраться в том, что же произошло и какие обязательства по новым правилам сохраняются, а какие нет. Ведь никто не заставлял людей вкладывать деньги в частный банк, обещавший, кстати, очень большие проценты. Было понятно, что это мошенники.

Правительство Исландии не имело права брать на страну долг такого объема. И итоги референдума нужно рассматривать как понимание исландцами того, что правила игры изменились, что в этих изменениях виноваты не они, а Запад в целом. И поэтому граждане не должны нести стопроцентную ответственность за чужую глупость.

Либеральные руководители других стран, в которых возможно возникновение подобных сценариев, могут принять подобный долг на государство, на граждан, но пусть тогда не удивляются и не обижаются, если им придется из своей страны бежать.