Главной угрозой в будущем может стать Китай с явно недооцененным юанем. «Нынешний кризис подстегнул движение китайской экономики к более традиционной модели роста, — считает Стросс-Кан. — По этой модели должна произойти ревальвация юаня. Перемены могут последовать в ближайшие месяцы».
Даже такие радикальные перемены не уберегут мир от новых потрясений, последствия которых на данный момент очень трудно предсказать. Выбираясь из мирового финансового кризиса, страны, вероятнее всего, перестанут уделять внимание ужесточению контроля над финансовыми рынками.
Глава МВФ констатировал, что изменения происходят в экономике не только Китая, но и США. Резкий рост сбережений в Соединенных Штатах способствует урегулированию структурных дисбалансов между Азией и США. Но Китай и другие развивающиеся страны все еще очень далеки от того, чтобы перехватить у Америки статус главного локомотива мировой экономики.
Комментарий Валерий Кулешов, директор института экономики Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск)
Угроза для России исходит не из Китая — слишком мал наш товарооборот. Потеря будет незначительной: Китай получает от нас нефть, газ, лес и алюминий, а поставляет нам главным образом ширпотреб.
Для США все серьезнее: 40 процентов всей экономики Китая нацелено именно на американский рынок.
Экономика Китая в настоящий момент работает четко и сбалансированно, чего нельзя сказать о других странах. Мы не знаем, сколько и чего скупил Китай за время кризиса, но его активы, и без того великие, значительно выросли.
Экономические кризисы, как уверяют западные экономисты, происходят раз в двенадцать лет. И надеюсь, к 2020 году китайская экономика не претерпит серьезных изменений, что станет хорошим подспорьем для всего мира. Будущее не за США, а именно за Китаем и азиатским рынком в целом.