Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) — спутниковая система навигации, разработанная по заказу Министерства обороны СССР. Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях. Принцип измерения аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS. На сегодняшний день на орбиту выведен 21 космический аппарат.
Владимир Евтушенков, руководитель АФК «Система» и основной акционер ГЛОНАСС, на заседании правительства предложил главе кабинета министров запретить ввозить в Россию оборудование для навигации без встроенного модуля, распознающего российскую навигационную систему. Владимир Евтушенков рассказал, что провел переговоры с Nokia и Motorola, и те поняли, что «мы все равно закроем рынок для аппаратуры, которая будет без чипа ГЛОНАСС, но им нужно, чтобы это было сделано законодательно».
— Хорошо, что наши партнеры понимают, что мы, защищая свои национальные интересы, будем продвигать на наш рынок собственный продукт, — ответил инициатору запрета премьер-министр. Но запрет пока вводиться не будет, поскольку чипы ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS еще не производятся — опытный образец появится лишь в конце года.
Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту еще во времена СССР — 12 октября 1982 года. В начале 90-х система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников. Но уже в декабре 1995 года количество спутников было удвоено до штатного состава — 24 спутника. Однако к 2001 году из-за проблем с финансированием их число сократилось до шести.
В 2001 году была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой полное покрытие территории России планировалось уже в начале 2008 года, а глобальных масштабов система достигла бы к началу 2010 года. Однако до сих пор на орбите находится 21 космический аппарат вместо положенных 24.
Тем не менее еще полтора года назад было объявлено, что первым городом страны, где общественный транспорт в массовом порядке будет оснащен системой спутникового мониторинга на базе ГЛОНАСС, станет Сочи. Оборудование было установлено на 250 сочинских автобусах — подготовка к Олимпиаде идет по всем фронтам. Вскоре глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что к концу 2010 года ГЛОНАСС заработает в полном объеме.
Главная проблема отечественной навигационной системы — недостаток цифровых карт. Кроме того, она проигрывает американскому конкуренту и в точности. Ошибки ГЛОНАСС по долготе и широте сегодня составляют 4,46—8,38 метра при использовании в среднем 7—8 спутников. Ошибки GPS составляют 2,00—8,76 метра при использовании в среднем 6—11 спутников. Однако комбинированное использование двух систем резко увеличивают точность: ошибки составляют 2,37—4,65 метра при использовании в среднем 14—19 космических аппаратов. Навигационное оборудование, в которое встроены адаптеры ГЛОНАСС/GPS, уже изготавливается многими зарубежными фирмами: Topcon, Javad, Trimble, NovAtel, SkyWave Mobile Communication, Septentrio, Ashtech.
Анатолий Перминов пообещал, что в этом году точность ГЛОНАСС должна возрасти до 5,5 метра, а к 2011 году — до 2,8 метра. Для этого нужно не просто пополнить орбитальную группировку, но и постепенно заменить спутники на более совершенные.
Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков уверяет, что пока никаких решений о запрете на ввоз GPS-навигаторов не принято. «Это лишь позиция Евтушенкова», — отмечает он. Но не исключает, что внедрение ГЛОНАСС будет сопровождаться «различными мерами поддержки».
Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»
Помнится, Сергей Иванов, рекламировал достоинства ГЛОНАССа Владимиру Путину, и тот не медля нашел применение для российской системы — вмонтировать ее в ошейник собаки Кони, чтобы всегда знать ее местоположение. Злые языки тогда же отметили, что Владимир Путин не шибко-то любит свою лабрадоршу. Потому что точность ГЛОНАСС не слишком высока и, полагаясь на нее, собаку можно и потерять.
Установлен ли отечественный гаджет в ошейник или там функционирует заморский GPS, или же ошейник оснащен «аналоговым» средством, то есть простым поводком, нам с тех пор не уточнили. А вот точность самого ГЛОНАССа, говорят, повысилась. Ну и славно. Я вообще не отношусь в этом смысле к числу скептиков, которые, насмехаясь над ГЛОНАСС, руководствуются простой парадигмой: ну разве можем мы сделать что-нибудь путное? А потом те же люди ноют про «нефтяную иглу», на которой сидит экономика, и, мол, пора нам что-то мозгами сделать, а не только мать-природу грабить и выкачивать.
Ну вот вам, пожалуйста, — ГЛОНАСС. Не надо считать самих же себя кончеными идиотами. Даже при том, что до фигища народу уехало работать за границу, в стране остались люди, способные изобретать и делать интересные технические штуки. Но есть две проблемы. Технические штуки нам приходится делать если и не с нуля, то при большом отставании от иностранных аналогов. Та же GPS существует давно, есть огромный опыт ее эксплуатации и совершенствования, есть большой опыт ошибок и их исправления. У ГЛОНАСС нет ни такого опыта, ни таких финансовых ресурсов на проект. Поэтому встает вопрос о том, стоит ли изобретать велосипед. У меня нет ответа. Если в перспективах сделать хороший чисто российский автомобиль я окончательно разуверился, то про ГЛОНАСС такого сказать пока не могу.
Но существует другая, куда более серьезная проблема. Это проблема конкуренции. Если ГЛОНАСС будет работать и совершенствоваться параллельно с GPS — это одно дело. Это будет правильно. Совсем хорошо, если можно будет совместить в одном приемнике обе системы, что, как говорят, только повысит совокупную точность. И совсем другое дело, если действительно дойдет дело до неких запретительных указов типа «только наше и никаких других Джи-Пи-Эсов».
Без конкуренции товар получится дохлый. Стимулов улучшать его никаких не будет — альтернативы-то нет. А главное, что свою функцию он будет выполнять плохо. Система же нужна для точного определения координат объекта. А какая польза от того, что наша система не сможет этого делать? В то время как «потенциальный противник» станет пользоваться куда более совершенными коробочками. Если не принимать в расчет, что кто-то замечательно обогатится на таком проекте, других выгод от запретов я не вижу.