Коридоры власти

Евгений Минченко,

политтехнолог

Минэкономразвития пытается быть полезным

Минэкономразвития пытается быть полезным
Отныне предприниматели будут иметь шанс внести свои замечания в нормативные документы, прямо касающиеся их деятельности. Интересы бизнеса в правительстве будет отстаивать Министерство экономического развития.
17 августа 2010
Все ведомства, прежде чем выпустить нормативные документы, касающиеся коммерческого сектора, должны будут согласовать их с предпринимателями. Процедуры согласования возьмет на себя новый департамент Минэкономразвития, который, проведя соответствующие обсуждения с бизнес-сообществом, будет выдавать свои заключения.
Наделение Минэкономразвития новыми функциями, считают политологи, не что иное, как очередная PR-акция, инициированная самим ведомством для поддержания своего авторитета в правительстве. Созданное специально под Германа Грефа, министерство с его уходом утратило роль «мозгового центра» экономических реформ, по сути, превратившись в дублера Минфина. О необходимости расформирования МЭР ввиду неопределенности его функций и задач говорится уже давно. Однако Эльвира Набиуллина предпринимает все новые и новые усилия по спасению госструктуры, пытаясь найти ей в системе исполнительной власти никем еще не занятую нишу.

Точный механизм согласования пока неизвестен. Возможно, одним из инструментов налаживания связи между государством и бизнесом станет анкетирование. Попавшим в фокус-группу предпринимателям будет предложен текст того или иного нормативного акта с необходимыми комментариями специалистов. Ознакомившись с его содержанием, они должны будут дать оценку документу.

Специальный департамент, на который будет возложена функция сбора мнений бизнесменов, был создан еще в июле, однако работа у него появилась только сейчас. Основная его задача — проработка решений министерств с заинтересованными структурами.

— Необходимость диалога бизнеса и власти назрела давно, — комментирует нововведение декан высшей школы маркетинга и развития бизнеса Высшей школы экономики Татьяна Комиссарова. — Пока в России такое обсуждение шло через предпринимательские сообщества — «Деловую Россию» или «ОПОРУ России», — и будет очень хорошо, если высказываться смогут отдельные бизнесмены».

Вместе с тем эксперты сомневаются, что Минэкономразвития удастся наладить диалог власти и бизнеса. Возможно, Эльвира Набиуллина и даст возможность предпринимателям высказаться, однако авторитета министра вряд ли хватит, чтобы заставить чиновников их услышать и уж тем более внести в нормативные акты какие бы то ни было изменения.

К примеру, трудно себе представить, что сотрудники МВД, которые в рамках своей обычной работы особо не ограничивают себя в давлении на бизнес, будут подчиняться параллельной структуре, корректируя с ним свою деятельность. Если милиции необходимо против кого-то что-то предпринять, то они могут на абсолютно законных основаниях остановить работу частной компании или создать трудности для ее работы. И никто остановить правоохранителей не сможет.

Комментирует Евгений Минченко, политтехнолог, эксперт по вопросам лоббизма

У нас в стране сильно влияние лоббистских групп, продвигающих интересы бизнес-структур. И Минэкономразвития, выдвигая инициативы, подобные анкетированию обычных предпринимателей, пытается минимизировать влияние данных групп. Это ведомство известно своими обращениями к экспертному сообществу, бизнесу, предпринимателям относительно того, насколько их устраивает законодательство и законопроекты.

И в этом отношении, и в плане интерактивности, взаимодействия с заинтересованными лицами, с целью регулирования деятельности которых и принимаются те или иные законы, Минэкономразвития, наряду с Министерством промышленности и торговли, является лидером.

Поэтому оно и дальше будет пытаться анкетировать предпринимателей и учитывать их мнение в своей деятельности.

Несмотря на уход Германа Грефа, Минэкономразвития сохраняет свое влияние во власти, поскольку имеет в Администрации президента своего представителя — помощника главы государства по экономике Аркадия Дворковича. И поскольку для Дмитрия Медведева интерактивность и возможность получать обратную связь на государственные инициативы от заинтересованных групп населения важны, у ведомства Эльвиры Набиуллиной сохраняется возможность продвигать те или иные инициативы.