Михаил Делягин о Северном газопроводе
Во-первых, это достаточно быстрая прокладка трубы по дну. Это хорошо. Во-вторых, это проект, в который многие не верили по многим техническим причинам. Можно сказать, что технические проблемы решены. Истерика Польши, Прибалтики и прочих профессиональных русофобов, их элит окончательно отброшена в прошлое. Как сказал один замечательный польский эксперт в 2006 году: «Северный трубопровод пошел в обход территории Польши из-за позиции польского правительства. Ну, конечно, виновата в этом Россия». Он сказал это без тени иронии. Абсолютно серьезно, с полной убежденностью. Мне понадобилось три раза процитировать это убеждение, чтобы зал наконец-то начал ржать. Соответствующая мимика и жесты.
Но вместе с тем это есть некая вершина, как представляется, российской политики в строительстве экспортных трубопроводов. И как всякая вершина по диалектике, она есть этап самоотрицания. В мире идет производство сжиженного природного газа. Мир вступил в этап производства и торговли сжиженным природным газом.
Мировой кризис снизил стоимость фрахта — это правда. Но даже если стоимость фрахта подрастет, технологические изменения в этой сфере представляются необратимыми. И трубопровод — это вчерашний день. «Газпром» не имеет ни одного завода по производству сжиженного природного газа. И Россия в целом не имеет. То, что стоит на Сахалине, — это не российский объект. Это географически Россия. По всем остальным признакам можно говорить, что это колониальная система и все остальное.
Таким образом, мы имеем ситуацию, когда это блестящая победа, успех, с которым стоит и нужно поздравлять. Это выгодно для нас. Но, к сожалению, дальнейших успехов такого рода не будет.