Авиастроение

Антон Орех,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» — специально для «Особой буквы»

Российская авиация «made in USA»

Российская авиация «made in USA»
Главным поставщиком самолетов для «Аэрофлота» станет «Боинг».
20 сентября 2010
Госкорпорация «Ростехнологии» и американский концерн «Боинг» подписали крупный контракт, по которому в период с 2013 по 2017 год российский авиапарк пополнится 50 лайнерами Boeing-737 трех модификаций. Плюс «Аэрофлот» получит опцион на покупку еще 35 самолетов производства США.

Окончательная сумма сделки пока официально не разглашается. Ожидается, что она составит порядка 2,5 млрд долларов. Однако по сообщениям ряда СМИ, размер контракта может достигнуть 3,73 млрд долларов, что сделает его крупнейшим за всю историю поставок самолетов в Россию. Чиновник «Ростехнологий» Роман Пахомов пояснил, что «данная цифра — это всего лишь каталожная цена, реальная сумма сделки будет значительно ниже» за счет скидок, полученных госкорпорацией.

Тендер на поставку лайнеров 737-й серии концерн «Боинг» выиграл в июне нынешнего года, опередив европейский концерн Airbus и российскую Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Самолеты предназначались для авиакомпании «Росавия», создать которую предполагалось в перспективе. Однако эти планы так и остались на бумаге, а все активы «Росавия» по решению правительства перешли к «Аэрофлоту».

По планам инициаторов сделки, реализацией самолетов должна была заняться некая лизинговая компания. В подчинении «Ростехнологий» в настоящий момент почти четыре с половиной сотни фирм, но лизинговой компании среди них нет. Поэтому к участию в сделке чиновники намеревались привлечь одну из «дочек» «Внешэкономбанка» — компанию «ВЭБ-Лизинг». Однако нынче от данной идеи отказались. В этом и состоит на сегодня главная проблема. Потому что опыта такого рода деятельности у госкорпорации нет, и даже договор с «Аэрофлотом», строго говоря, не обязывает авиакомпанию закупать все эти машины и именно через «Ростехнологии».

Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»

Мне не нравится госкорпорация «Ростехнологии». Не то чтобы я имел что-то личное к кому-то из ее менеджеров или рядовым сотрудникам. Не то чтобы я был противником технологий и тем более «Рос». Просто сам способ развития экономики путем создания государственных монстров, которые поглощают в себя все подряд — от производства спичек до изготовления орбитальных станций, — мне кажется неправильным. И до сих пор «Ростехнологии» как раз и напоминали тридцатиметрового динозавра с огромной башкой и мозгом величиной с грецкий орех.

Но с «Боингом», надо признать, они провернули хорошую операцию. Возможно, потому, что она была выгодна всем. После феноменальной посадки ТУ-154 в тайге, когда только по счастливой случайности 81 человек выжил, мы должны с еще большим почтением и пиететом сказать «большое спасибо» славной истории советской гражданской авиации, но постараться как можно скорее заменить ее давнишние произведения чем-то более современным.

Пока другие отечественные корпорации еще только планируют через годы начать насыщать наш рынок российскими самолетами, американцы уже производят их в достаточном количестве и достаточного качества. Почему бы не помочь «нашим партнерам» сделать еще полсотни машин, а то и больше? И заодно спасти какое-то количество жизней россиян, а в целом дать миллионам соотечественников возможность насладиться приятным полетом.

Да я вообще считаю, что патриотизм должен быть к месту. Вот, например, мы всегда делали замечательные военные самолеты. Так давайте продолжать их делать — тут «Ростехнологиям» и карты в руки. А гражданские самолеты, собственно, как и любую технику для «штатских», мы делали всегда по остаточному принципу — как кастрюли на оборонных заводах. Ну так и купим лучше у «Боинга». Остальное уже детали: участвует ли в этой сделке ВЭБ, как они будут разбираться с опционом «Аэрофлота». Даже не хочется думать о том, сколько при этом денег сопрут (как же такое может быть, чтобы при миллиардном контракте ничего не сперли?). Все это физика. А сейчас хочется быть лириком. Тем более что и тема воздушная, зовущая к полету.