Контракт между Россией и организаторами «Формулы-1» действует до 2020 года, с возможной пролонгацией еще на пять лет. Договоров подписано сразу два. Прежде всего — само соглашение на организацию этапа чемпионата мира, которое подписал генеральный директор ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега»» Михаил Капирулин. Второй документ — соглашение о сотрудничестве. Его помимо Капирулина подписали президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, глава компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска, Сергей Солдатенков из «Мегафона» и глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов. Одно из подразделений «Ростехнологий» «Скартел» — торговая марка Yota — готово выкупить право на титульное название «Yota Гран-при».
Точная сумма затрат на проведение гонок «Формулы-1» в Сочи пока не ясна. По словам главы правительства России Владимира Путина, речь идет примерно о 200 млн евро. Кроме того, ежегодные отчисления администрации самых популярных в мире гонок составят в первый год 50 миллионов, а в каждый последующий сумма будет возрастать на 10 процентов — таковы стандартные условия.
Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»
Слушайте, вы новости сейчас не смотрели? Не включали радио? То есть сегодня понедельник, а договор на проведение этапа «Формулы-1» в России все еще не расторгнут?
Потому что был уже такой опыт. Обо всем договорились, и хозяин гонок Берни Экклстоун приехал в Москву подписывать бумаги с Лужковым (не на переговоры, а уже точно ставить подписи, потому что обо все договорились), и тут ему говорят — прямо перед подписанием, — что все отменяется, Юрий Михалыч передумал. Это я грубо пересказываю, но суть такая.
«Формула-1» — это сага. В мире спорта есть только один проект, сравнимый с нею в эпичности и бесконечности, — это строительство стадиона «Спартак». Стадион для самой популярной команды первый раз задумали строить еще перед войной, и с тех пор поколения фанатов клуба каких только проектов не видели, каких только обещаний не слышали. Слова «точно» и «дата начала строительства определена» звучали десятки раз. А стадиона до сих пор нет. То же самое с «Формулой-1». Как справедливо заметил Владимир Владимирович, первым переговоры с Экклстоуном вел еще Леонид Ильич. От Ильича до Владимирыча не получил паралича старина Берни. И дожал-таки русских.
По сути же произошла грандиозная вещь. Это сравнимо по своему масштабу и престижу с той же Олимпиадой в Сочи. Провести Формулу у себя — значит попасть в высшую лигу мероприятий. Даже не просто в высшую лигу, а на пьедестал. Конечно, можно, как и в случае с Олимпиадой, повести разговор о целесообразности траты таких больших денег на такую далекую от быта простых граждан затею. Но, во-первых, это можно сказать про любое мероприятие, соревнование, выставку, фестиваль. А во-вторых, деньги, очевидно, будут не государственные. Вот все те господа, которые подписали бумаги, — они и будут тратить, и вряд ли они в другом случае пустили бы их на нужды обездоленных.
К тому же не забывайте о таком аспекте, как послеолимпийская судьба Сочи. Игры закончатся — и что? Город, регион надо нагружать мероприятиями, раз уж там сооружают современную инфраструктуру и хотят создать достойное туристическое место. «Формула-1» при должной организации позволяет не только вернуть потраченное, но и заработать. Да, есть убыточные Гран-при, но есть и прибыльные. Почему не попробовать оказаться во второй категории? К тому же пора уже открывать Россию для остального мира шире. Чтобы народ знал, что мы — это не только Москва и Питер, но и тот же Сочи хотя бы. Нужно учиться организовывать большие мероприятия, с большим притоком дорогих гостей. В Россию так сложно въехать, в ней такой своеобразный сервис. Надо тренироваться, набивать руку, оттачивать мастерство.
Если же вас смущает, что в такой «автомобильной» стране, как Россия, хотят проводить лучшие гонки в мире, я вам отвечу, что в Бахрейне вообще по пустыне гоняют и никого это не смущает.