Постепенное увеличение налоговой нагрузки на россиян можно уже смело считать свершившимся фактом. По крайней мере глава Министерства финансов Алексей Кудрин говорит об этом именно так, подчеркивая, что данная мера не будет разовой, а, напротив, является новым трендом финансовой политики государства.
Программа повышения налогов будет реализована в несколько этапов. Так, в 2011 году фискальная нагрузка на граждан вырастет на 2 процента ВВП. Кроме того, со следующего года будут увеличены ставки страховых взносов (с 26 до 34 процентов), акцизы на алкоголь, табак и бензин. Начался процесс роста и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ): по планам правительства в течение трех лет налог на добычу газа вырастет на 80 процентов, на добычу нефти — на 12 процентов. Государство также предупреждает о скором повышении налога на имущество, расчет которого привяжут к условиям рынка.
По словам Кудрина, новый тренд финансовой политики — консолидированное политическое решение всех ветвей власти. Однако, по мнению ряда экономистов, говоря это, министр явно немного лукавил: единого мнения относительно программы увеличения налогов в госаппарате нет. В частности, затея главы Минфина не нашла поддержки у президента Сбербанка Германа Грефа и помощника президента Аркадия Дворковича.
Дворкович уверен, что налоговую нагрузку нужно считать не в процентах ВВП, а отношением к нему частного бизнеса. «Главным резервом консолидации бюджета должно стать повышение экономической активности за счет снижения нагрузки на бизнес — от фискальной до административной и коррупционной, — а не повышение налогов», — отметил советник Медведева.
В свою очередь, Греф заявил, что если главной целью государства является «долгосрочный и устойчивый экономический рост, поднятие налоговых ставок в принципе невозможно». Глава Сбербанка считает, что трендом должно стать, наоборот, снижение налоговой нагрузки. «Нельзя раздеть голого», — говорит он.
Герман Греф предрекает, что рост налогов вызовет раздраженное «шипение» малого бизнеса. В этом с ним согласны многие аналитики. Вместе с тем они уверены, что одним только недовольством дело не ограничится. Повышение налогов уже стало шоком для малого бизнеса, рассказывает президент объединения предпринимателей «Опора России» Сергей Борисов: «Теперь нас ждет массовая ликвидация одних компаний и уход в тень других».
Комментирует Никита Кричевский, председатель экспертного совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»
Предложенные Алексеем Кудриным меры необходимы. Проблемы пенсионного обеспечения и финансовой устойчивости пенсионной системы действительно существуют. И в следующем году, после того как в соответствии с планами Минфина будут повышены налоги и страховые взносы — в том числе и пенсионный, — финансовая устойчивость пенсионной системы будет стопроцентной.
И все разговоры о дефиците фонда, которые мы сегодня слышим — якобы платить пенсии будет нечем, — не соответствуют действительности. В 2011 году по трудовым пенсиям дефицит будет составлять не более 3,5 процента, что в любых экономических условиях величина незначительная, так как она в течение года покрывается ростом заработных плат или инфляцией.
Повышение налогов и выплат не приведет к резкому уходу в тень зарплат в российских компаниях. Те, кто хотел уйти в тень, уже ушли. «Обналичка» стоит сегодня 5—7 процентов.
От того, что совокупный социальный взнос увеличится в следующем году с 26 до 34 процентов, тоже ничего страшного не произойдет. Ведь грядущее увеличение выплат бизнесом отразится на конечной стоимости товаров и услуг незначительно. Заработная плата и все социальные выплаты составляют четверть всех затрат предпринимателя. То есть себестоимость продукта вырастет всего на 2 процента. Эти 2 процента нивелируются за счет оптимизации издержек компаний или уменьшения аппетитов тех же коммерсантов. То есть резервы у бизнеса на то, чтобы нивелировать будущий налоговый рост, есть.
Если же рост на услуги и товары составит больше 2 процентов, он будет чисто спекулятивным. Никаких макроэкономических предпосылок для резкого роста цен не существует. В отношении таких предпринимателей и компаний необходимо проводить обширные проверки.