ФАС разберется с ценами на недвижимость

Александр Волковский,

член Российского союза строителей

Как всегда, во всем виновата бюрократия

Как всегда, во всем виновата бюрократия
По мнению представителей Федеральной антимонопольной службы, причинами не прекращающегося даже в период кризиса роста цен на недвижимость являются административные барьеры и бюрократическая волокита.
25 ноября 2010
Об этом на днях заявил начальник управления ФАС Рачик Петросян. По его словам, административные препоны приводят к потере застройщиками средств и времени, что не может не сказываться на стоимости жилья. Если государству удастся решить данную проблему, считает Петросян, то появится возможность повысить объемы строительства в России и, как следствие, сделать недвижимость более доступной для граждан.

 

По данным Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, в России не хватает 1,6 млрд квадратных метров жилья, что составляет почти половину ныне существующего жилого фонда страны. В связи с этим более 60 процентов российских семей имеют жилищные проблемы, еще 32 процента семей живут в условиях, которые по существующим нормам можно смело признать неудовлетворительными. В сентябре 2010 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что жилье в России станет доступным при ежегодных объемах строительства в размере 100 млн квадратных метров. Однако в реальности в России в 2010 году будет построено не более 60 млн квадратных метров нового жилья.

«Каждый шаг у строителя опутан всякими бумажками, причем в каждом регионе по-разному», — говорит Рачик Петросян.

В связи с этим бизнесу всякий раз приходится тратить уйму сил и времени на согласование строительных документов. Ускорить этот процесс, развивают мысль сотрудника ФАС эксперты, можно лишь с помощью взятки. Эти издержки закладываются застройщиками в конечную цену недвижимости.

Кроме того, рассказывают аналитики, стоимость жилья определяется размером неустойки, которую компания платит заказчику за срыв сроков сдачи объекта. Виной срывов опять же часто является бюрократическая волокита.

По словам Петросяна, правительство в целом уже одобрило несколько законодательных поправок, касающихся создания системы административного регулирования процедуры обжалования ситуаций, когда госслужащие затягивают согласование необходимой документации. К примеру, если строителю не выдали решение или необходимое разрешение в установленный срок, то по его жалобе Федеральная антимонопольная служба выдаст предписание, в котором допустивший задержку чиновник будет оштрафован. В ситуации повторного срыва сроков служащий будет оштрафован в двойном размере, а если такое произойдет и в третий раз, то он будет отстранен от работы.

Еще одной проблемой, которая приводит к росту цен на недвижимость, является несоответствие смет строителей условиям рынка. Формирование смет, уверен Петросян, «должно отвечать действительности». Следить за этим, по мнению начальника управления ФАС, должны профессиональные сообщества и саморегулируемые организации в строительстве. В свою очередь, государство должно быть «отведено от этого процесса».

Как рассказал Рачик Петросян, российские власти уже приняли решение о создании системы негосударственной экспертизы в строительстве. «Это будет некий механизм, участники которого будут отвечать за экспертизу материально, административно и уголовно», — отметил он.

Комментирует Александр Волковский, член Российского союза строителей

Административные барьеры и бюрократическая волокита, как выразился представитель ФАС, действительно серьезно осложняют жизнь строителей. Ни для кого не секрет, что треть от стоимости строительства — это деньги на согласование каких-либо бумаг, получение разрешительных документов, необходимых подписей. И расходы эти закладываются в сметы. Отсюда и их «несоответствие условиям рынка».

Данные факторы оказывают влияние на стройкомпании по всей стране: от Калининграда до Камчатки. Возможно, требуемые чиновниками бумаги действительно различаются в том или ином регионе. Однако есть в них и нечто общее. Бумаги эти являются средством давления на строителей и инструментом, с помощью которого влиятельные люди на местах держат их под контролем. Тот же губернатор региона или заинтересованный член его команды вполне может создать такую ситуацию, при которой продолжение строительства станет просто невозможным, и компания понесет значительные убытки. Требования необходимых разрешительных документов может быть использовано чиновниками и для введения в штат компании своих людей: родню, друзей и так далее.

Есть, конечно, и такие стройкомпании, которые не испытывают никаких трудностей в процессе оформления документов и их согласования с компетентными органами. В этом случае чиновники время не затягивают. Данные фирмы принадлежат кому-либо из приближенных первых лиц региона. У таких компаний, соответственно, значительно ниже издержки на откаты. А цена на готовые квартиры такая же, как и у остальных. Это позволяет получить от строительства еще большие прибыли.

Есть и спорные моменты. Отчеты, выводы экспертов также нужно будет проверять. Когда это будет делаться? Сразу после сдачи дома? Тогда в чем смысл независимой экспертизы, если вслед за ней последует опять же государственная? Или разбирательство начнется в случае, если у дома, к примеру, крыша обвалится или один из подъездов полностью рухнет? Все это требует тщательной проработки.

Нельзя рассчитывать и на то, что уже завтра произойдет саморегулирование строительного рынка. Меры эти только на словах кажутся легко вводимыми. Чтобы они начали действовать на практике, нужно время.