«Роснано» больше не госкорпорация

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Никому это больше не нано

Никому это больше не нано
Затея с госкорпорациями блистательно провалилась: нанотехнологический динозавр «Роснано» все-таки преобразуется в ОАО.
21 декабря 2010
Пока 100 процентов акций будут у государства. Потом, наверное, будет и IPO, но, по словам главы компании Анатолия Чубайса, не раньше 2013—2014 года. Что бы это значило?

 

Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» учреждена в июле 2007 года специальным Федеральным законом от 19 июля 2007 года №139-ФЗ. В 2007 году правительство Российской Федерации внесло имущественный взнос в размере 130 млрд рублей для обеспечения деятельности корпорации. «Роснано» официально зарегистрирована 19 сентября 2007 года. По сути, единственным успешным проектом госкорпорации является открытие 26 апреля 2010 года в Рыбинске завода по производству монолитного твердосплавного инструмента с многослойным наноструктурированным покрытием. Как заявляется, это первое нанотехнологическое производство в России.

Ну, во-первых, Чубайсу не привыкать к раскулачиванию и превращению чего бы то ни было в ОАО. Сейчас это «Роснано», до того было РАО «ЕЭС», ну а чуть раньше и вся Российская Федерация (РФ).

Во-вторых, хочется сказать «Давно пора!» — и в отношении «Роснано», и вообще в отношении всех госкорпораций.

В-третьих, очевидно, что нанотехнологический динозавр — только первая, так сказать, ласточка. Затея с госкорпорациями блистательно провалилась. Ее смысл был в том, чтобы сделать «как при бабушке». Госкорпорации стали пародиями на советские отраслевые министерства. Но с тем же успехом можно пытаться воссоздать Советский Союз и снова строить в нем социалистический рынок, как в период перестройки. Госкорпорации прямо противоречат самой идее конкуренции. Это монополии, живущие за государственный счет, а потому тратящие деньги без счета и без смысла. По той же причине воровство в них фантастическое, а отдача нулевая.

В «Роснано», если верить прокурорским работникам, безобразия цвели особенно пышным цветом. Деньги якобы работали не столько на модернизацию, сколько на депозитах, программы поддерживались сомнительные, клиенты отбирались на основе непонятного принципа. Плюс, конечно, огромные зарплаты, бонусы, соцпакеты. В общем, все, как и должно быть, когда денег много, когда деньги тобою не зарабатываются, а тебе выдаются, когда конкуренция отсутствует и стимула для креативной и прибыльной работы нет. А поддержка инициатив в области нанотехнологий так и осталась на уровне «Твиттера». Не знаю, насколько велика тут вина лично Чубайса. Допускаю, что по такой схеме в принципе невозможно работать нормально и получить иной результат.

Вопрос в том, что изменится после перекодировки. Наверное, разумно обойтись в первые дни без резких шагов и переходить к подлинному ОАО постепенно. Но чем быстрее эти 100 процентов акций уйдут от государства в частные руки, тем лучше. Уж где-где, а в области передовых технологий мозги сейчас бурлят невероятно активно. И у наших соотечественников в том числе. Дайте им возможность реализовать себя. Частная фирма в этом прямо заинтересована! А государственная фирма смотрит только внутрь себя. У нее нет ни одной причины для эффективной работы.

Вот мы создаем «Сколково» и думаем, что это будет аналог Кремниевой долины. Но пока-то все наоборот. Кремниевую долину не организовывали по приказу государства и на государственные деньги. Она возникла в силу экономического, географического, технологического и даже климатического удобства. То есть рыночным путем.

А мы запихнули ее волевым решением в ближнее Подмосковье. Это тоже удобно экономически, географически и технологически. Но удобно в первую очередь для начальства.