Соглашение «Роснефти» и BP заморожено до 26 февраля

Галина ШАКИРОВА,

«Особая буква»

Российская «дочка» BP подставила «маме» подножку

Российская «дочка» BP подставила «маме» подножку
Британская British Petroleum, похоже, переоценила свои возможности, посчитав, что сможет вступить в стратегический альянс с «Роснефтью» вопреки протестам российских партнеров из ТНК-BP.
3 февраля 2011
На днях суд Лондона приостановил сделку по обмену акциями British Petroleum и «Роснефти», удовлетворив тем самым иск российских акционеров холдинга ТНК-BP, где сторонам принадлежит по 50 процентов акций. Владельцы компании из РФ, а именно консорциум ААР, смогли убедить британское правосудие в том, что BP, начав переговоры с «Роснефтью», нарушила условия акционерного соглашения со своей «дочкой», согласно которому все проекты компании в России и на Украине должны проходить через ТНК-BP.

 

Сотрудничеством с «Роснефтью» интересуется не только BP. Возможность заключения сделок с российской компанией в области разработки нефтегазовых месторождений рассматривает англо-британская Shell. «Мы обсуждаем возможность совместной разведки. Сотрудничество с национальными нефтяными компаниями — часть нашей бизнес-модели», — заявил глава гиганта Питер Возер на Всемирном экономическом форуме в Давосе. В прошедший четверг «Роснефть» также подписала соглашение с американской энергетической корпорацией Exxon Mobil о совместной работе на шельфе Черного моря. Компании планируют вести геологоразведку и добычу нефти на участке Туапсинского прогиба в российской части шельфа. Площадь участка составляет 11,2 тысячи квадратных километров, он расположен вдоль Черноморского побережья Краснодарского края.

В итоге суд учел аргументы ААР, что обмен акциями ВР и «Роснефти» может привести к нанесению ущерба российским акционерам, и приостановил соглашение до 25 февраля либо до того момента, как вопрос будет рассмотрен Стокгольмским арбитражем.

Напомним, в середине января текущего года «Роснефть» и British Petroleum договорились об обмене ценными бумагами. Британская компания должна была получить 9,5-процентный пакет российского нефтяного гиганта, а тот в свою очередь 5 процентов акций партнера.

Примечательно, что речь идет о тех самых казначейских акциях, которые «Роснефть» получила при процедуре банкротства ЮКОСа и легитимность приобретения которых до сих пор под вопросом. Их передачу одной из крупнейших мировых компаний начальник отдела инвестиционного анализа ИГ «Универ» Дмитрий Александров называет «красивым ходом», ведь таким образом в глазах общества сомнительным путем добытый пакет как бы очищается.

В рамках сделки стороны договорились также о создании совместного предприятия для работы в Арктике. В этом СП две трети будут принадлежать «Роснефти», а треть — ВР. Российская компания обязуется передать в совместное пользование три участка в Карском море: Восточно-Приновоземельские-1, 2 и 3. Их ресурсы, по данным «Коммерсанта», оцениваются в 49,7 миллиона тонн нефти и 1,8 триллиона кубометров газа.

Но главное — в случае успешного завершения сделки British Petroleum станет стратегическим партнером «Роснефти». «А это значит, что «Роснефть» может получить проходной билет в мир большого нефтяного бизнеса», — отмечает аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Анастасия Соснова.

Второго такого шанса у российского гиганта может и не быть. «На мой взгляд, не случись аварии в Мексиканском заливе, альянса ВР с «Роснефтью» и не состоялось бы. После техногенной катастрофы British Petroleum стала компанией-изгоем на международной арене и подвергалась серьезному риску быть поглощенной каким-нибудь крупным игроком нефтяного рынка. Таким образом, ВР, вступая в альянс, сможет уберечь себя от нападок и конкурентного поглощения, а также получит дополнительную сырьевую базу», — говорит аналитик.

По мнению Дмитрий Александрова, важно и то, что это будет работа именно на шельфе. После провала в Мексиканском заливе у британцев появляется возможность реабилитироваться и доказать свой профессионализм.

Однако с созданием альянса возникает определенный конфликт интересов. «Роснефть» и ТНК-ВР будут конкурировать не только на российском рынке, но и станут соперниками в борьбе за распродажные активы ВР, пока предварительных соглашений об их реализации заключено на 21 млрд долларов, отмечает Анастасия Соснова.

По словам старшего аналитика «Арбат Капитал» Виталия Громадина, ТНК-ВР побаивается за дальнейшее развитие компании на территории России. Ведь British Petroleum благодаря своему стратегическому сотрудничеству может отдельно производить инвестиции в РФ вместе с «Роснефтью» и потерять интерес к новым проектам в рамках холдинга ТНК-ВР.

Впрочем, руководство британского добытчика нефти заявило, что не против вхождения в сделку своей российской «дочки». А вот «Роснефть» в среду наотрез отказалась сотрудничать с ТНК-ВР в рамках альянса.

По мнению специалиста инвестиционной группы «Универ», такая позиция «Роснефти» может отсрочить сделку. Однако в конечном счете шансы на ее завершение достаточно велики, сходятся во мнении эксперты.

«В принципе конфликт может быть разрешен продажей BP очередного актива ТНК-ВР, как это недавно произошло с добывающими активами в Азии», — не исключает Виталий Громадин. Александров в свою очередь полагает, что российские акционеры могут добиться расширения своих прав в управлении компанией.

А вот участие в разработке арктического шельфа, которое British Petroleum готово предоставить AAR, по мнению старшего аналитика «Арбат Капитал», вряд ли заинтересует российскую сторону, так как этот проект интересен только в очень долгосрочной перспективе и не сулит быстрых денег.

Не повлияют, по его словам, на сделку и критические замечания западных политиков разного уровня о том, что BP портит себе репутацию, называя партнером компанию, «сплясавшую на костях ЮКОСа». «Заявления могут быть разные, но по закону BP ничего не нарушала, идя на эту сделку», — говорит Громадин.

Да и поддержкой собственного правительства, одобрившего новую стратегию ВР, направленную на развитие сотрудничества с Россией, компания заручилась.

Почему иностранцы ринулись в Россию?

Юрий Когтев, генеральный директор информационно-консалтинговой компании RusEnergy

Изначально было ясно, что российские компании без иностранного участия не смогут освоить богатые ресурсами шельфы, и нужно было лишь определить новые правила игры, чтобы сделки стали возможными. Сейчас такие правила в принципе выработаны, и крупные международные игроки, конечно, не могут пройти мимо возможностей на таком рынке, как российский.

Впрочем, от заключения соглашения до начала реализации проектов — путь неблизкий, и партнерам предстоит уладить еще много разногласий. Они касаются налогового режима, российской составляющей в подрядах на оборудование и услуги, передачи технологий, распределения экологических рисков и многих других вопросов. Так что проблем остается еще гораздо больше, чем достижений.