Как ранее писала «Особая буква», в середине января «Роснефть» и BP договорились об обмене ценными бумагами. Британская компания должна была получить 9,5-процентный пакет российского нефтяного гиганта, а тот, в свою очередь, — пять процентов акций партнера.
В рамках сделки стороны также договорились о создании совместного предприятия для работы в Арктике. В этом СП две трети будут принадлежать «Роснефти», а треть — ВР.
Эксперты прогнозируют, что в случае успешного завершения сделки BP станет стратегическим партнером «Роснефти», а это значит, что российская компания сможет получить своего рода «проходной билет» в мир большого нефтяного бизнеса.
Однако на пути сделки встали российские акционеры холдинга ТНК-BP. Они подали иск в Лондонский суд и в результате смогли убедить британское правосудие в том, что BP, начав переговоры с «Роснефтью», нарушила условия акционерного соглашения со своей «дочкой», согласно которому все проекты корпорации в России и на Украине должны проходить только через ТНК-BP. Сделка была заморожена.
В настоящее время иск консорциума AAR, представляющего российских держателей акций ТНК-BP, рассматривается в Страсбургском арбитраже. Заседания по делу должны начаться 7 марта.
Примечательно: руководство British Petroleum и ранее заявляло, что не против вхождения в сделку своей «дочки». А вот «Роснефть» наотрез отказалась сотрудничать с ТНК-ВР в рамках альянса.
Варианты дальнейшего развития событий «Особой букве» попытался спрогнозировать ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский.
«Предложенный вариант практически полностью исключает ВР из сделки с «Роснефтью», — говорит он. — Устроит ли он британскую компанию, будет зависеть от потребности ВР в средствах».
Деньги, полученные от ТНК-ВР, для British Petroleum лишними явно не будут, продолжает эксперт, однако стратегического альянса с российской компанией у британцев по факту не получится. Таким образом, ВР, которая рассчитывала на долгосрочное сотрудничество с «Роснефтью» и получение доступа к российским месторождениям, предложение ТНК-ВР вряд ли будет интересно.
«Позиция «Роснефти» по данному вопросу также не очевидна. Если российской корпорации интересен только пакет акций в одной из крупнейших мировых энергетических компаний, тогда вариант ТНК-ВР может быть принят. Однако если «Роснефть» планировала развивать сотрудничество с ВР на конкретных проектах, тогда схема сделки также будет отвергнута», — уверен Воскресенский.
Впрочем, не исключает аналитик, если ТНК-ВР будет настаивать на соблюдении корпоративных договоренностей, такой вариант сотрудничества может оказаться единственно возможным.
«Очевидно, что сейчас сделка ВР и «Роснефти» поставлена под угрозу срыва. Но решится ли ТНК-ВР до конца отстаивать свои интересы, если компании откажутся от предложенных условий, неизвестно. Переговоры по сделке велись под контролем вице-премьера РФ Игоря Сечина, который курирует российский ТЭК. Срывая сделку, ТНК-ВР рискует расположением вице-премьера, что может негативно отразиться на деятельности компании в России» — рассуждает Сергей Воскресенский.
Поэтому маловероятно, что ТНК-ВР будет блокировать сделку, если «Роснефть» и ВР откажутся от предложенной схемы. Хотя российско-британская компания не оставит попыток извлечь максимум выгоды из этой сделки, и, возможно, предложит другие варианты.