Основным требованием Грузии является подключение ее таможенной службы к оформлению экспортно-импортных операций на границе России и признанных ею Абхазии с Южной Осетией. Тбилиси ссылается на договоренности 2004 года, согласно которым Москва обещала начать переговоры по этому вопросу. Но с тех пор ситуация существенно изменилась.
Сегодня же в Берне начинаются российско-грузинские переговоры по вступлению РФ в ВТО. Однако Тбилиси уже дало понять, что легкими они не станут. «Никогда, ни в коем случае ни раньше, ни в будущем ни одно решение, ни одно соглашение не произойдет за счет суверенитета Грузии, ее принципов или других уступок», — сказал на заседании парламента вице-спикер Георгий Церетели.
По словам лидера парламентского меньшинства Георгия Таргамадзе, главными задачами Грузии должны быть «защита наших национальных интересов и четкое определение наших таможенных, государственных границ, которые признаны международным правом. Наша делегация не должна отступать от этих позиций ни на один шаг».
Чтобы разобраться в этой непростой ситуации, «Особая буква» обратилась к макроэкономисту Анне Бодровой.
«Грузия не входит в состав рабочей группы ВТО и не может в одностороннем порядке заблокировать вход РФ в торговую организацию, — говорит аналитик «Инвесткафе», — однако негибкость Москвы в переговорах с Тбилиси может насторожить действительных участников, что осложнит ход вступления в организацию».
По ее мнению, пока сложно прогнозировать, примет ли Россия условия Грузии в ходе сегодняшних переговоров. С одной стороны, представители Саакашвили требуют довольно серьезных уступок в виде возвращения контроля за таможенными пунктами в Абхазии и Южной Осетии, с тем чтобы иметь представление о том, что именно ввозится и вывозится из региона. И проблема российско-грузинских отношений по вопросу независимости Абхазии и Южной Осетии остается острой и не до конца решенной.
С другой стороны, Москва заинтересована завершить всю программу подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию до конца текущего года — переговоры идут уже 17 лет. Если не завершить этот процесс сейчас, то он может растянуться еще слишком надолго, рассуждает Бодрова.
Поэтому, продолжает эксперт, Москва может пойти на некоторые уступки в отношении контроля границ — но с рядом оговорок и документальным их заверением, так как от Тбилиси можно ожидать любых поворотов.