Евгений Ясин: пока власти не мешаешь, ты лидер, захочешь большего — можешь все потерять

Евгений Ясин,

экономист

В рейтинге Forbes «наших» стало больше

В рейтинге Forbes «наших» стало больше
Если верить журналу Forbes, за последний год число российских долларовых миллиардеров выросло с 63 до 101.
10 марта 2011
В традиционном рейтинге Forbes самых богатых людей планеты среди граждан РФ лидирует председатель совета директоров «Новолипецкого металлургического комбината» (NLMK) Владимир Лисин с 34 млрд долларов, что ставит его на 14-е место в мире.

По данным журнала, россияне составляют больше трети миллиардеров Европы, а из сотни самых богатых людей в мире их 15. При этом 79 отечественных миллиардеров концентрируется в Москве. 

В каком соотношении находится вышеописанная картина и экономическое положение страны, мы поинтересовались у научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина.

По его мнению, если коэффициент роста за год числа долларовых миллиардеров превышает 1,5, это серьезный показатель. Но для начала необходимо отказаться от ярлыка «олигарх» — неправильно так называть наших богачей. У них нет власти, которая является характернейшей особенностью олигархата. Напротив, большинство из наших бизнесменов сами приходят, что называется, «на полусогнутых» в Кремль и в Белый дом, занося деньги и получая в обмен какие-то разрешения и какие-то преференции. Значит, власть с этого тоже что-то имеет, хотя в списке Forbes это и не отражено.

Другой вопрос, который публику нередко интересует сильнее всего: как же так, в мире кризис, а у нас прибавилось магнатов? Но здесь, уверен Ясин, нужно смотреть постатейно. Пострадали от кризиса нефте- и газодобывающие отрасли (сейчас за счет роста цен они вновь на подъеме), строительный бизнес (работающий только на внутреннем рынке и завязанный на отношениях с местной властью), а вот черная металлургия (и в меньшей степени цветная) вырвалась вперед.

Нельзя не сказать и о бюджетной сфере, продолжает эксперт. Это у нас анклав советской экономики. Она слабо индексируется, в ней заложены минимальные расценки, оказывающие влияние на всю тарифную политику. Все это тормозит формирование модернизационной среды в стране, которую кризис вроде бы должен был подстегнуть, но это практически незаметно.

По словам Евгения Ясина, «в какой-то мере рейтинг Forbes отражает консерватизм государства: прибыль нефтянки целиком зависит от ценовой конъюнктуры — заметьте, что с ростом цен на углеводороды не росла добыча. Прибавьте к этому сильнейшую зависимость отрасли от государства, конкуренции нет — и вот мы видим полярную картину с той же черной металлургией, при минимуме вмешательства государства добившейся больших успехов на мировом рынке, где совсем другой уровень конкуренции. Вот чем можно объяснить выход на первое место в списке Лисина, успех того же Мордашова и других».

Являются ли наши миллиардеры собственниками своих денег и бизнеса? «Это трудный вопрос, — признается видный экономист. — При большом желании государство может все отобрать и у металлургии, просто сейчас ему не до этого. Ведь нефть и газ приносят достаточные барыши, перепадает всем. Участвует в этом даже средний бизнес. Можно предположить, что потенциально миллиардер, подобный тому же Владимиру Лисину, является кандидатом в олигархи, но судьба Михаила Ходорковского предостерегает от излишней активности: пока власти не мешаешь, ты лидер, захочешь большего — можешь все потерять».