Напомним, что в начале текущего месяца глава Росстата Александр Суринов уточнил размеры «серой» экономики, в которой занято почти 13 млн жителей страны, — 16 процентов от ВВП.
При этом данные, как подчеркнул Суринов, не учитывают проституцию, торговлю наркотиками, порноиндустрию, производство контрафакта и другую «неформальную» деятельность.
Как известно, с 1 января 2011 года в стране была поднята ставка страховых взносов с 28 до 34 процентов. Но уже в конце марта Дмитрий Медведев потребовал ее снизить, мотивируя это желанием улучшить инвестиционный климат.
Глава ФНПР Михаил Шмаков полагает, что даже кратковременное увеличение такой ставки смогло спровоцировать рост объема зарплат в «конвертах».
Прояснить ситуацию «Особая буква» попросила известного экономиста Михаила Хазина.
По словам ученого, доказывать которые эксперт не берется, доля «серых» зарплат составляет больше 50 процентов. Но в целом с мнением председателями ФНПР он согласен.
Правда, информацией о числе «серых» зарплат на момент введения действующего закона о налогообложении, который предусматривает единую шкалу подоходного налога в 13 процентов, Хазин не располагает.
И все же, по данным экономиста, процент «конвертных» зарплат неуклонно падал с 1999 года и до 2004 года. И обусловлено это было даже не плоской налоговой шкалой, а экономическим ростом. Платить налоги, выводя деньги «на свет», было модно. Затем, по словам Михаила Хазина, «процесс завис», а с 2007 года начался ход назад.
Увеличение ставки страховых взносов, введенной по требованию Дмитрия Медведева, которое называется Михаилом Шмаковым причиной утаивания налогов, эксперт серьезным не считает.
По его мнению, рецепт повторного выведения денег из тени, то есть платежей «белых» зарплат, единственный — экономический рост и повышение благосостояния. «Если этого нет, какие бы способы вплоть до выпрыгивания из штанов мы бы с вами ни выдумывали, результат будет «в пользу бедных» — то есть государство не станет получать больше возможного. А уровень этого возможного на свой страх и риск продолжит определять бизнес, желающий выжить», — заключает Михаил Хазин.