«Большинство развитых стран сейчас подошли к этому уровню или превзошли его, и в ближайшие лет пять мы будем видеть, что средний долг стран подойдет к черте 100 процентов, то есть он будет в опасной зоне, некомфортной для мирового рынка», — пояснил министр финансов.
Он также напомнил, что «долг Италии и сейчас больше 100 процентов ВВП, а долг Японии — больше 200 процентов, — они уже находятся в опасной зоне. Поэтому Россия значительно предпочтительнее смотрится на этом фоне», — заявил Кудрин, отметив, что «это наше преимущество, которое мы в ближайшие годы будем использовать», передает Newsland.Ru.
«Если Россия сможет обеспечить строгие макроэкономические параметры своей экономики, российские ценные бумаги, как государственные, так и корпоративные, будут иметь хороший спрос, и наши российские активы будут расти», — подчеркнул глава Минфина.
Экономист, научный руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) при правительстве РФ Евсей Гурвич, с которым связалась «Особая буква», в целом соглашается со словами Кудрина, указывая, что «действительно, в России один из самых низких в мире уровней государственного долга, а если брать страны «Большой двадцатки» — то самый низкий».
«Если мы посмотрим на развитые страны, то почти все они имеют очень большой долг. Это повышает макроэкономическую устойчивость российской экономики, увеличивает возможности для бюджетного маневра, повышает доверие инвесторов», — говорит эксперт.
По словам Гурвича, «высокий уровень государственного долга в развитых странах — это их основная макроэкономическая проблема. У нас с этой точки зрения несопоставимо лучше позиции. Но это не означает, что у нас вообще нет проблем, а лишь то, что мы должны сохранять это свое конкурентное преимущество».
«После кризиса 1998 года наш государственный долг тоже превышал 100 процентов ВВП, но дальше, в период между двумя кризисами, правительство проводило очень сдержанную бюджетную политику, досрочное погашение государственного долга, гасило весь долг Парижскому клубу, не проводило до 2010 года внешних заимствований», — говорит экономист.
Вместе с тем Евсей Гурвич не сомневается, что прирост государственного долга произойдет. «Вопрос, до какого уровня. Хотелось бы, чтобы он умеренно вырос, реалистичная цель — не более 15 процентов ВВП», — указывает наш собеседник.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов