О том, какие параметры заложены в указанный документ, после заседания президиума правительства и рассказал Андрей Клепач. По его словам, базовым выбран сценарий, при котором нефть Urals в 2011 году стоит 105 долларов за баррель, далее снижается до 93 долларов, а затем дорожает до 97. Рост ВВП в 2011 году планируется в 4,2 процента, в 2012 году он снизится до 3,5 процента (снижение объясняется исчерпанностью эффекта восстановительного роста). И якобы уже к концу 2011 года мы выйдем на докризисные показатели. В дальнейшем «траектория роста» составит 4,2—4,6 процента.
Однако заложенный в «Условия» рост ВВП не стыкуется с амбициозными задачами, провозглашенными Путиным, — «стать по-настоящему конкурентоспособной страной», а по за 10 лет — «войти в пятерку ведущих мировых экономик».
Напомним, что, по данным МВФ за 2010 год, пятерка лидеров выглядит следующим образом: США (14,624 трлн долларов), Китай (5,745 трлн долларов), Япония (5,391 трлн), Германия (3,306 трлн), Франция (2,555 трлн). Россия занимает 10-ю позицию с 1,477 трлн долларов, и чтобы дорасти хотя бы до нынешней Франции, наш ВВП должен расти на 7,3 процента ежегодно.
Такие темпы недостижимы, считает Клепач: «Устойчивый рост, которого с учетом структурных сдвигов, повышения эффективности российская экономика может достичь, — 5—6 процентов, но не 7—8, к тому же не раньше 2015 года при отсутствии кризисов».
Развиваться так мы бы могли в «нулевые», когда из 7—7,2 процента роста почти треть была связана, главным образом, с притоком сырьевых доходов. Сейчас реальны «где-то 4,5 процента».
Прокомментировать нестыковку «планов Путина» с выкладкой Минэкономразвития «Особая буква» попросила депутата нижней палаты парламента от фракции КПРФ Бориса Кашина.
По его словам, ни для кого не секрет, что выступление премьера в Госдуме состоялось не в заявленном жанре «отчета», а было, скорее, сводом предначертаний. Непонятно, кто подготовил премьеру столь радужные цифры наших перспектив, если человек из его же команды опровергает их, что называется, не сходя с места.
«Однако стоит «отмотать пленку» чуть назад, — говорит Кашин, — и мы увидим, что Путин верен себе. Например, восемь лет назад он пообещал, что к 2010 году 30 процентов нуждающихся в квартирах смогут воспользоваться относительно дешевой ипотекой. Теперь эти же самые цифры перенесены на 2020 год. А кто вспомнит об «удвоении ВВП» к тому же 2010-му? Или о том, что мы должны были уже перегнать по этому пункту Португалию? Одна волна планов спешит сменить другую, совсем как зори белыми ночами у Пушкина в «Медном всаднике». Но память у нас короткая, можно простирать руку и звать к новым (старым) высотам».
Депутат Госдумы убежден, что на самом деле вера в «удачливого Путина» уже не действует. Если в начале «нулевых» его критика со стороны хотя бы нашей партии воспринималась в штыки, то нынче уже не спрячешься за «плохое правительство», если сам его и возглавляешь. «Потому единственным выходом для экс-президента является стирание этой неприятной приставки, чтобы вновь спокойно раздавать указания, рисуя впечатляющие цифры, — кому-нибудь они потрафят. А в условиях отсутствия обратной связи с властью концов опять не найдешь», — считает Борис Кашин.
В заключение парламентарий заметил, что он бы не стал обольщаться насчет компетентности самого Минэкономразвития. Он объяснил, что корень нашей стагнации — в отсутствии подлинных реформ, которые поначалу всегда не очень приятны «внизу», а власти, ориентированной на олигархов, и вовсе не нужны. Депутат уверен, что «мы бы взяли гораздо более резвый темп, если не убрав совсем, то хотя бы подвинув олигархическую структуру. Но в речи Путина об этом нет ни одного слова».
Материал подготовили: Александр Самарцев, Мария Пономарева, Александр Газов