Если правительство продолжит наращивать расходы, то Россия попадет в экономический капкан СССР

Комментирует Леонид Гозман,

сопредседатель партии «Правое дело»

СССР-2020

СССР-2020
Политика российских властей в сфере экономики заставляет все чаще вспоминать ту, которая была в советское время. Ее ключевая проблема — обострение бюджетной ситуации, отмечено в ежегодном обзоре Института Гайдара.
3 июня 2011
После дефолта 1998 года правительству удалось сбалансировать бюджет во многом за счет нефтяной конъюнктуры. Теперь же можно и не оглядываться на нее. Сегодня российская казна дефицитна при среднегодовой стоимости барреля нефти почти 80 долларов и выше, а еще несколько лет назад при 30 долларах бюджет был профицитным. Формально уровень госдолга невысок по сравнению с развитыми странами — всего 3,5—4 процента ВВП. Но без рентной составляющей он оказывается равен 13 процентам ВВП. Эта ситуация сопоставима с началом 1980-х годов. Тогда экономика росла по 2—3 процента в год при малом госдолге. Деньги от продажи энергоресурсов тратились на ВПК, импорт продовольствия, ширпотреб и оборудование для нефтегазового сектора. При этом Кремль был уверен, что нефть будет лишь дорожать. А когда она подешевела в шесть раз, пяти лет хватило для катастрофы. Это реально и в наше время.

Инфляция в России приводит к росту процентных ставок до двузначного уровня, а это ограничитель экономического роста. Из страны бежит капитал (хотя наш фондовый рынок был одним из самых быстрорастущих) — ввиду неопределенности с кризисом плюс предвыборная составляющая. О коррупции, которая из микроэкономического феномена становится макроэкономическим, нечего и говорить. К тому же, рассуждают авторы обзора из Института Гайдара, поддержание социальной стабильности требует все больше налогов. Если правительство продолжит наращивать бюджетные расходы, то страна опять попадет в капкан Советского Союза.

В чем же власть видит выход? Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), возглавляемый Николаем Федоровым, должен через два месяца подготовить пятилетний план социально-экономического обустройства России. В документ могут быть включены предложения не только «Единой России» и общественных организаций, вошедших в «Общероссийский народный фронт», но и оппозиции, если она согласится сотрудничать с властью. Федоров не скрывает, что все это делается с подачи Владимира Путина.

Экспертам очевидно, что Николай Федоров, придумывающий пятилетку для ОНФ, а заодно и для всей российской экономики, перешел дорогу Владимиру Мау и Ярославу Кузьминову, которые также по поручению Путина пытаются подкорректировать «Стратегию-2020».

Со своей стороны директор Института проблем глобализации Михаил Делягин убежден: и «Стратегия-2020», и программа ОНФ пишутся и корректируются под выборы. Ни по одному из этих документов страна жить не будет.

По словам известного экономиста Михаила Хазина, российская экономика никак не может быть сопоставлена с экономикой советской, поскольку та была индустриальной, а нынешняя — аграрная, поэтому все выводы Института Гайдара вообще стоят на песке.

Один из лидеров партии «Правое дело» Леонид Гозман экономическую составляющую выводов Института Гайдара комментировать также бы не хотел, но по совсем другой причине: он не является специалистом в экономике. Но с политической точки зрения его мнение «гайдаровцев» не удивляет: в нашу жизнь возвращается все больше признаков советских времен, как то: уровень свобод, предпринимательских инициатив и так далее.

«Что же касается руководителя ИСЭПИ Николая Федорова, то он человек очень опытный, — считает собеседник «Особой буквы», — и говорить глупостей не будет. Но, скорее всего, его поставили в такие сложные условия, исходя из которых вряд ли он создаст нечто серьезное. Во-первых, нереально сверстать пятилетний план за два месяца, во-вторых, самые существенные параметры системы противоречат нормальному развитию, которое невозможно без свобод и политической конкуренции. Страны-лидеры — и не просто по валовому продукту, а по инновациям — все подходят под это определение. Китай пока что растет за счет очень дешевых трудовых ресурсов, за счет перекачки людей из деревень в города. Но и там это заканчивается: в городах растут зарплата и уровень жизни, потому становится выгодным перенести производство в другие страны Юго-Восточной Азии, где цена труда ниже. Страны же со стабильным развитием — США, Финляндия, Германия, Израиль, который, несмотря на перманентную войну является одним из лидеров инновационной экономики, — доказали: рецепт успеха и процветания один: свобода и конкуренция, причем во всех сферах».

«Привычный советскому сознанию термин «пятилетний план» вписывается в уже упомянутый тренд, — уверен эксперт, — безусловно, возникший с подачи Владимира Путина, с которым я во многом не согласен и чье возвращение в Кремль считаю ошибкой. Но у премьера нельзя отнять ума и сообразительности: он знает, что говорить и на какие точки общественной акупунктуры «нажимать» в предвыборный период, — рассуждает Леонид Гозман.

 

Материал подготовили: Александр Самарцев, Александр Газов