Проект «Кавказская кремниевая долина» уже проходит стадию согласования

Комментирует Александр Михайлов,

кандидат политических наук, специалист в области политического PR

Москва проявила по отношению к Кавказу теплые чувства

Москва проявила по отношению к Кавказу теплые чувства
Северо-Кавказский округ попробует заработать денег на Солнце. Если, конечно, это позволят сделать коррупция и разгул бандитизма.
25 августа 2011
На Северном Кавказе скоро появится своя «Кремниевая долина» — амбициозный проект стоимостью 32 млрд рублей. Деньги на него пойдут в рамках федеральных программ.

 

Идея использовать климатические условия Северного Кавказа для развития альтернативной солнечной энергии, казалось бы, напрашивается сама собой. Вот только уровень коррупции на Кавказе столь высок, а схемы по распилу федеральных дотаций столь отлажены, что уже мало кто в России верит в возможность построения на Кавказе чего-либо. Скорее всего, информация о создании «Кавказской кремниевой долины» вновь подхлестнет раздражение остальных россиян, а лозунг «Хватит кормить Кавказ» (в данном случае «греть Кавказ») вновь станет актуальным у части националистически настроенной публики.

Предполагается, что в пяти субъектах, относящихся к Северо-Кавказскому федеральному округу, появится кластер, производящий продукцию для солнечной энергетики, как пишет «Коммерсантъ». Таким способом хотят добиться развития на Кавказе альтернативных источников энергии. Ведь общеизвестно, что северокавказские республики — основные должники по коммунальным платежам.

В принципе идея выглядит разумной. Где, как не на теплом юге развивать солнечную энергетику. На территории Северного Кавказа около трехсот солнечных дней в году, и поэтому есть шанс сделать солнечную энергию прибыльным делом. К реализации проекта привлекут пять субъектов федерации: Ставропольский край (производство поликристаллического кремния), Кабардино-Балкарию (монокристаллический кремний), Карачаево-Черкесию (мультикристаллический кремний), Северную Осетию — Аланию (производство фотоэлектрических преобразователей) и Дагестан (солнечные модули).

«Горизонт окупаемости» проекта, по информации «Коммерсанта», составит от двух до семи лет. Будет налажено частно-государственное партнерство, частично финансирование пойдет за счет федеральной программы «Развитие моногородов».

Сейчас документ проходит согласование в администрации полпреда по СКФО. Между субъектами федерации соглашение будет заключено в сентябре.

Комментирует Александр Михайлов, кандидат политических наук, специалист в области политического PR

Уже многих возмущает то, что в последние годы большие деньги идут в регионы Северного Кавказа. В то время как в областях средней полосы России экономическая ситуация и уровень жизни населения не лучше, чем в республиках СКФО. Регулярно звучат предложения направить средства туда, где коррупция ниже и где большая их часть не будет разворована.

Но объяснить финансовые потоки на Северный Кавказ просто: туда направляются деньги из центра именно потому, что уровень коррупции в этом регионе намного выше среднего по стране.

Бывает, когда сразу несколько губернаторов просят федеральный центр выделить средства на самые необходимые вещи. Например, на социальные статьи местного бюджета. Но денег на всех не хватает. Их в итоге получает тот, кто даст больший откат чиновникам, отвечающим за их распределение.

Республики Северного Кавказа вообще находятся в более выигрышном положении. Если губернаторы из средней полосы сильно зависят от федерального центра, то в Северо-Кавказском федеральном округе местные лидеры общаются с Москвой чуть ли не на равных, понимая, что от них зависит и стабильный успех «Единой России» на выборах, и относительное спокойствие в регионах и так далее. Поэтому Кремль вынужден с ними договариваться и не может здесь просто снять кого-то из-за распила выделенных средств.

И главы северокавказских республик отлично это понимают, раздавая щедрые откаты за выделяемые из федерального бюджета деньги, чего не могут позволить себе другие губернаторы. СКФО давно стал черной финансовой дырой, куда Счетная палата РФ даже не заглядывает.

Что касается экономической целесообразности данного проекта, то солнце действительно светит в этом регионе девять месяцев в году и более. Однако коэффициент полезного действия у солнечных батарей чрезвычайно низок, и заявленные сроки окупаемости могут оказаться очень далеки от действительности. В качестве примера можно привести США, где пару лет назад Обама объявил о создании в Техасе подобного предприятия. Но, во-первых, проект задумывался как развитие альтернативных источников энергии. Уже тогда предполагалось, что с экономической точки зрения он вряд ли оправдан. Во-вторых, предприятие создавалось для снижения безработицы в этом штате. То есть для американцев собственно получение энергии от солнечных батарей, на что ориентируются у нас, стояло далеко не на первом месте.

 

Материал подготовили: Сергей Шурлов, Роман Попков, Мария Пономарева