Греческий кризис подорвал финансовое состояние Кипра — главного держателя средств многих россиян

Комментируют Михаил Хазин, Сергей Алексашенко

Остров накрыло волной греческого кризиса

Остров накрыло волной греческого кризиса
Много лет Кипр был крупным инвестором в экономику России, а россияне — одними из главных держателей средств в кипрских банках. Но, судя по всему, финансовой стабильности острова пришел конец — его экономику накрыло волной греческого кризиса.
15 сентября 2011
Кипр может стать четвертой страной Евросоюза после Греции, Ирландии и Португалии, вынужденной просить стабилизационный кредит у ЕС и МВФ. Рейтинговые агентства последовательно понижают рейтинг острова и дают негативный прогноз. Причина проста: кипрскую экономику губит зависимость от соседней Греции. Если учесть, что Кипр — один из главных союзников России в Евросоюзе, а наши соотечественники хранят в его банках свои состояния, то вполне закономерна надежда киприотов на российскую помощь. Правда, далеко не факт, что эта помощь сможет уже что-то исправить.

 

11 июля 2011 года на кипрской военно-морской базе близ деревни Мари сдетонировали около 400 тонн взрывчатки. Погибли 13 человек, в том числе главком ВМФ. Была разрушена крупнейшая электростанция острова «Василико». В стране начался энергетический и политический кризис. Правительство было отправлено в отставку. От последствий трагедии страна так и не оправилась, отключения электричества продолжаются. По оценкам специалистов, на восстановление электростанции требуется 1 млрд евро.

В связи с нехваткой средств страна обратилась за кредитом к России. Министр финансов Алексей Кудрин уже заявил, что не считает ситуацию на острове критической, из чего можно сделать вывод, что наше казначейство помогать Кипру не планирует. На первый взгляд, такое решение выглядит разумным: у нас самих не настолько стабильная экономическая ситуация, чтобы давать кому бы то ни было в долг. Тем более что риск его невозврата слишком велик.

Однако Кипр не Исландия, и в случае финансового кризиса или дефолта на острове пострадают и все те россияне, которые долгие годы хранили там свои капиталы. А таких немало. И преимущественно это люди с очень высоким достатком.

Энергетический кризис в стране в совокупности с зависимостью от рынка Греции и высокая концентрация в местных банках греческих гособлигаций почти не оставляют надежды для киприотов избежать самых серьезных потрясений. Главным образом, считают специалисты, они коснутся именно банковской системы.

Правительство Кипра планирует ввести пакет мер жесткой экономии, но осуществляться они начнут лишь с 2012 года. А по всем прогнозам, Греция объявит дефолт со дня на день. И в этой ситуации бюджетная консолидация и даже структурные реформы ее соседу вряд ли помогут — а значит, скорее всего, Евросоюзу стоит ждать прибавления в семействе стран-банкротов.

Старший эксперт Института экономической политики Сергей Жаворонков сравнивает ситуацию на Кипре с исландской в канун кризиса 2008 года: «На Кипре огромный банковский сектор, который вместе с филиалами иностранных банков достигает 900 процентов ВВП. В Исландии доля банковского сектора была еще выше, и национализация рухнувших в период кризиса банков создала огромные проблемы для бюджета, превратив одну из самых благополучных стран Европы в одну из самых проблемных».

Финансовые аналитики, все внимание которых сейчас приковано к Греции, предупреждают, что «последствия выхода Греции из еврозоны редко рассматриваются с должной степенью страха и трепета», — пишет главный экономист Citibank, бывший советник МВФ и Всемирного банка Уиллем Баутер в исследовании «Катастрофа для Греции, кризис для мира».

Но можно быть уверенным в том, что в первую очередь греческие проблемы заденут ее соседа — Кипр.

Михаил Хазин, макроэкономист

Возможно, у Афин действительно осталось денег всего на несколько недель, но я уверен: Евросоюз им кредиты выделит. ЕС еще не готов принять дефолт Греции. Для организации это будет катастрофой. Позволишь рухнуть Греции — и дефолты по Европе пойдут один за другим.

ЕС сегодня пытается выработать принципы единой долговой политики, выпускать бонды организации вместо входящих в него отдельных стран. Понятно, что таким способом экономику Европы они не спасут, но некоторое количество денег выручить удастся. Средств этих хватит еще на какое-то время.

Так или иначе, пока Германия — локомотив европейской экономики и главный донор стран Евросоюза, оказавшихся в сложной экономической ситуации, — не определится со своей политикой в отношении будущего ЕС, государства эти будут поддерживаться деньгами. Когда же немцы наконец что-то решат, тогда Греции разрешат объявить дефолт.

С Кипром же история отдельная. Структура его экономики отличается от греческой. Это островное государство, называвшееся прежде чаще всего со словом «офшор», от большинства офшорных фирм избавилось после вступления в ЕС. И большинство тех, кто раньше использовал Кипр в качестве перевалочной базы для денег, делают это теперь в других местах и за кипрскую экономику не переживают.

Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики

Офшорная компания — это компания, лишь юридически зарегистрированная на Кипре. Вести свою деятельности и хранить деньги такая компания может где угодно. В данном случае, к примеру, в России.

Трудности Кипра должны волновать лишь тех, кто держит деньги на острове, в местных банках, испытывающих сейчас трудности.

Если же человек, зарегистрировавший на Кипре офшорную компанию, оставляет средства у нас в стране или переводит в другую, третью страну, волноваться по поводу состоянии экономики острова ему не стоит.

Единственное, что его должно беспокоить, — возможное повышение налогов кипрскими властями. Пока налоги не повышают, можно спать спокойно.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов