Версий причин произошедшего с Алексеем Кудриным несколько, но их можно разделить на две группы: «стихийно-эмоциональная» и «продуманно-технологическая».
«Продуманно-технологических» версий политологи как всегда создали достаточно, вплоть до спецоперации по искусственному удалению Кудрина из власти для последующего выращивания из него нового «оппозиционного» либерального лидера — вместо Михаила Прохорова или в пару к Михаилу Прохорову.
Но проще всего объяснить размолвку Алексея Кудрина с Дмитрием Медведевым эмоциональным фактором. Мол, глава Минфина и сам метил в премьеры при Путине-президенте, не без оснований считая себя одним из немногих толковых членов кабинета министров. А тут тандем всех поставил перед фактом: следующим главой правительства будет Медведев.
Причем вовсе не обязательно, что сценарий медведевского премьерства действительно будет реализован. Но сегодня обозначить почетное место Дмитрия Анатольевича в грядущих раскладах необходимо, иначе он превратится даже не в «хромую утку», а в утку вообще без обеих лап, и государственное управление будет парализовано до самой путинской инаугурации.
Однако само наличие вероятности того, что Медведев будет непосредственным начальником Кудрина, могло стать для последнего абсолютно нестерпимым: даже глава Минфина живой человек со своими эмоциями, амбициями и антипатиями.
В пользу эмоционального характера кудринского демарша говорит и непродуманный характер его вашингтонского высказывания, ставшего причиной скандала. Рассказывая о причинах своего несогласия с Дмитрием Медведевым по ряду экономических вопросов, Кудрин упомянул растущие расходы на армию как на часть медведевской экономической политики. То есть де-факто Кудрин имеет в виду следующее: «Я работал с Путиным напрямую и дальше хочу работать с Путиным напрямую. Путин не гробит деньги на оборонку, а Медведев будет гробить непременно, и я с ним в этом не согласен».
Между тем абсолютно всем в стране и за ее пределами известно, что перевооружение армии и большие оборонные расходы — это в первую очередь политика Владимира Путина. Об этом знают все, от главы ЦРУ до московского дворника-киргиза. Но глава Минфина об этом почему-то не знает — или делает вид, что не знает. Такой странный аргумент для обозначения причины неприятия Медведева можно найти только в состоянии эмоциональной нестабильности.
Но как бы то ни было, увольнение Алексея Кудрина в период нового витка мирового кризиса выглядит по меньшей мере безответственно. Его деятельность на посту министра финансов можно оценивать по-разному. Его справедливо упрекали в том, что в эпоху нефтегазового благополучия государство не вкладывало колоссальные прибыли в реальную экономику, а складировало их в сундуки стабфонда. Но все же сейчас не то время, чтобы подвергать и без того нестабильную отечественную финансовую систему еще большим стрессам. А смена главы Минфина, безусловно, будет таковым.
Кстати, самая пугающая из возможных причин отставки Кудрина, спровоцированная им самим, — это желание Алексея Леонидовича бросить «труд на галерах» в условиях финансового цунами, избавить себя от безнадежной работы по спасению национальной экономики.
Комментирует Никита Кричевский, экономист, председатель экспертного совета «Опоры России»
В отставке Алексея Кудрина нет ничего страшного. Хотя некоторые эксперты этого мнения не разделяют, представляя случившееся чуть ли не как катастрофу для российской экономики.
Важно понимать, что все главные экономические решения в стране принимал глава правительства. Говорили «Кудрин», подразумевали «Путин». Бывший министр финансов был, безусловно, несамостоятельной фигурой. Такой бухгалтер. Ушел один бухгалтер, придет другой. Кандидатов на этот пост достаточно.
Реальным поводом конфликта между президентом и главой Минфина стала обида Кудрина. Ему обещали пост премьера после выборов в марте 2012 года. В субботу же на занятие этого поста стал претендовать Дмитрий Медведев. Ожиданий министра финансов не оправдали, и он среагировал.
Кудрин понимает, что нынешний президент на должность премьер-министра «не тянет». И своим шагом подчеркнул слабость Медведева как управленца. Назвал вещи своими именами.
Не исключено, что следующий председатель правительства станет «разменной монетой». Этот человек проведет после президентских выборов ряд крайне непопулярных решений, после чего его снимут под дружное народное негодование результатами его деятельности.
Неизвестно, будет ли разыгран такой сценарий, но то, что непопулярные решения проведут, — однозначно. Среди них: повышение пенсионного возраста, налогов, урезание социальных расходов. Может быть еще ряд мер, однако и этих вполне достаточно, чтобы вызвать возмущение россиян.
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов