Центробанк только за последние два торговых дня продал 5 млрд долларов. Сейчас у регулятора еще есть возможности проводить выброс валюты на рынок — пока сохраняются относительно высокие цены на нефть и умеренный отток капитала. Кроме того, текущее ослабление «целкового» вынудило ЦБ продолжить масштабные валютные интервенции, что пока приносит результаты. Сегодня «зеленый» несколько ослабил свои позиции. Средневзвешенный курс доллара на единой торговой сессии ММВБ снизился на 24,18 копейки по сравнению с уровнем, который сформировался к этому времени накануне, и составил 32,2201 рубля. Но евро продолжил дорожать, поднявшись на 14 копеек — до 43,63 рубля.
Прогнозы ряда экспертов пессимистичны. По их мнению, российская финансовая система, как всегда, зависит от нефти. Если экономический рост в США, Китае, Индии замедлится и упадут цены на черное золото, то мы увидим дефицит платежного баланса, поэтому исключать еще одного раунда ослабления рубля нельзя. «А учитывая растущие госрасходы, можно предположить, что уровень 27 рублей за доллар надолго остался в прошлом», — говорит старший трейдер инвестиционного отдела банка «АБ Финанс» Андрей Гатальский.
Между тем накануне глава Центробанка Сергей Игнатьев сообщил агентству Bloomberg, что никакой угрозы обрушения рубля нет. Однако «Коммерсант» пишет, что ситуация может резко ухудшиться, если на волне паники к массированной скупке валюты приступят корпорации и частные инвесторы.
По мнению экономиста Владислава Иноземцева, за комментарием к которому обратилась «Особая буква», в настоящее время в России нет той сложной экономической ситуации, которая была два года назад. Поэтому тот факт, что рубль сейчас упал, в первую очередь отражает желание правительства несколько увеличить рублевые доходы.
«Доходы за экспорт приходят в долларах, соответственно, сейчас — так как будут раздаваться большие социальные обещания — необходимо несколько большее количество рублей», — говорит экономист.
По его словам, Центральный банк не очень-то и сильно делает интервенции. «Ну что такое несколько миллиардов долларов из пятисот? Всего один процент. Мы почему-то всегда так панически боимся интервенций, но ведь это абсолютно нормальная вещь», — поясняет он.
Иноземцев уверен, что каких-то безумных потрясений ждать не надо, причин для девальвации не видно. Конечно, ситуация напряженная, однако весьма в умеренном смысле. «Мы до сих пор никак не можем привыкнуть к тому, что валюты могут на 7—8 процентов подниматься и падать. Я думаю, что в той же Еврозоне большинство населения вообще не очень заботит, сколько стоит евро по отношению к доллару, а россияне по этому поводу постоянно дергаются, как какие-то дети», — негодует наш собеседник.
Экономист пояснил, что на уровень чуть выше 32 рубль вывела именно паника: «Сейчас она сохраняется. Хотя у государства нет потребности ронять российскую валюту дальше, ажиотаж продолжается. Поэтому власти еще несколько дней будут проводить интервенцию, чтобы попытаться удержать рубль между 32—32,5. Тогда все успокоятся, спектакль будет окончен».
«На самом деле у меня возникает только один вопрос: не почему рубль обесценивается, а почему ему дали дойти до 27 в середине года?» — удивляется эксперт.
Прогноз некоторых экспертов о том, что к концу года рубль подешевеет к доллару до 35—36 рублей, маловероятен, убежден Владислав Иноземцев. На данный момент, считает он, есть все средства для того, чтобы его удерживать. Кроме того, если, как считают некоторые аналитики, нефть будет стоить 60 долларов, то тут уже будет не до рубля — настанет катастрофа. Это ситуация, которая, к сожалению, государством не просчитывалась. Хотя сложно представить, что такое может произойти, полагает экономист.
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Александр Газов