Решение о заморозке МРОТ в 2012 году аргументируется ростом страховых взносов и реформой бюджетной сферы. Кроме того, в правительстве говорят об отсутствии интереса у регионов к повышению минимального размера оплаты труда, в доказательство чего приводят следующий факт: только треть субъектов РФ приняли решение о региональном увеличении показателя. Всем остальным пришлось от этого отказаться в силу крайне тяжелой экономической ситуации.
Несколько последних лет власть заявляла о стремлении поэтапно довести минимальную оплату труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения. В настоящее время он выше 7 тыс. рублей. В мае 2011 года спикер Государственной думы Борис Грызлов даже обещал, что этой осенью депутаты от «Единой России» пролоббируют увеличение МРОТ.
Хотя инфляция обычно и съедает почти весь увеличивающийся коэффициент МРОТ, его замораживание больно ударит по жителям регионов. Дело в том, что размер минимальной оплаты труда влияет, прежде всего, на доходы самых бедных. Зарплата среднего класса определяется условиями рынка.
По данным Росстата, в сентябре 2011 года средняя заработная плата в стране составляла около 22,5 тыс. рублей. Нельзя забывать, что в мегаполисах этот показатель намного больше, а в некоторых областях существенно ниже.
Если учесть, что МРОТ используется и для вычисления сборов, налогов, штрафов, премий и других платежей, то, на первый взгляд, для обеспеченных слоев населения — к примеру, работодателей — остановка его роста даже выгодна. Более того, при нынешнем состоянии российской экономики увеличение показателя может спровоцировать кризис с выплатой зарплат в депрессивных отраслях.
Но вопрос с МРОТ не только экономический, но и идеологический. Низкий уровень этого показателя, считают социологи, демонстрирует, что люди в нашей стране плохо работают. А это по меньшей мере спорно.
Эксперты полагают, что методика расчета МРОТ должна учитывать потребности человека в еде, вещах, услугах. Сейчас потребности оцениваются в пределах от 10 до 25 тыс. рублей в зависимости от региона. И такого же размера должна быть минимальная зарплата. Пока МРОТ не будет соответствовать потребностям людей, говорить о какой-либо производительности труда или уважении к работе не приходится.
Комментирует Олег Шеин, депутат Госдумы, специалист по вопросам государственной социальной политики
В настоящее время действует очень интересная система. В условиях дефицита бюджета мы наращиваем резервный фонд. Для этого берем триллион рублей у банков под 7—8 процентов годовых. И кладем их в фонд под 1,5—2 процента. Финансовые потери налицо.
И на этом фоне государство не только отказывается от повышения минимального размера оплаты труда в 2012 году, но и сокращает на 42 процента ассигнования на ЖКХ. То есть на систему жизнеобеспечения людей, которая разваливается сегодня буквально на глазах.
Такая строка, как оплата труда, вообще отсутствует в бюджете. Деньги просто направляют начальникам учреждений — директорам школ, главврачам больниц. А они уже делят эти средства внутри организаций как им заблагорассудится. И единственное, за что отвечает государство в этой ситуации, — это МРОТ.
Отказ от его повышения в предвыборный год говорит о том, что повышать его после выборов никто не собирается. То есть правительство и «Единая Россия» фактически открыто заявляют о политике снижения госрасходов.
Поэтому после выборов стоит также ждать и повышения пенсионного возраста, налогов, дальнейшего урезания социальных выплат.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов