Причин возникновения дефицита называют несколько. Однако то, что в Росавиации главной из них называют увеличение пассажиропотока, кажется по меньшей мере странным. Общеизвестно, что основная масса россиян отдыхает летом, а количество круглогодично летающих граждан вот уже несколько лет примерно одинаковое.
Специалисты связывают дефицит керосина также и с крупным заказом Министерства обороны. По сообщениям ряда СМИ, якобы именно военное ведомство получило предназначенный для авиакомпаний объем топлива. Причем сделано это было за два месяца — август-сентябрь.
Бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, выступая на форуме «ЦРТ-6 в Восточной Европе и Центральной Азии», причины своей отставки объяснил тем, что он был не согласен с ростом военных расходов, которые, по его мнению, угрожают реализации программ в области здравоохранения и образования.
«Я бы меньше сейчас увеличивал расходы на военные нужды, чем на здравоохранение и образование», — заявил он, добавив, что именно этот вопрос и является «предметом конфликта с нынешним президентом». Опираясь на это высказывание, можно предположить, что версия о передаче всего керосина в Минобороны имеет право на существование.
Однако на вопрос, сколько именно топлива купили военные, могут ответить только в штабе тыла Вооруженных сил. В открытом доступе этих данных нет.
С другой стороны, в свете последних авиационных катастроф, как гражданских, так и военных, много было сказано о недостаточности тренировочных полетов у российских летчиков. Поэтому, если действительно авиатопливо стало тратиться на нужды ВВС, значит, призыв экспертов летать больше наконец-то услышан.
Что же касается остановки нефтеперерабатывающих заводов, то в октябре, например, планирует провести профилактические работы еще и Московский НПЗ, что оптимизма тоже не внушает.
Дефицит могло бы сгладить распечатывание Резервного фонда, о чем говорил премьер-министр Владимир Путин. Но этого не произошло до сих пор, опять-таки по неизвестным причинам. А если и произойдет, то, по мнению специалистов, топливо физически дойдет до аэропортов не раньше чем через две недели.
Порой складывается впечатление, что нехватка топлива — просто удобный предлог для повышения и так немаленьких цен на билеты. Потому что все вышеуказанные причины вызывают большие сомнения в их подлинности.
Комментирует Дмитрий Баранов, ведущий эксперт Управляющей компании «Финам Менеджмент»
Никакого топливного кризиса сегодня в московских аэропортах нет. Когда у вас не хватает керосина, вы бьете во все колокола, ведь вам нужно везти людей. Ничего подобного мы не наблюдаем. Сбоев рейсов нет, пассажиры улетают по расписанию.
Две недели назад аэропорты выступили с заявлением по поводу своих опасений относительно количества топлива. Власти прореагировали оперативно и сейчас продолжают держать ситуацию под контролем.
Пассажиропоток после напряженных летних месяцев спал. Увеличение его предвидится к зиме, когда отдыхающие полетят за рубеж на новогодние праздники. Возможно, немного возрастет загруженность аэропортов в ноябрьские праздники, но незначительно и ненадолго. Поэтому не стоит ожидать обострения ситуации.
Почему было уменьшение запасов керосина, выяснить не удастся. Сначала выдвигалась версия, что виноваты нефтеперерабатывающие компании. Но они тут же заявили, что все в порядке. Затем стали обвинять военных, которые якобы закупили авиатопливо на зиму, из-за чего мощности НПЗ пришлось перенаправить на этот заказ. Это также оказалось неверным.
В итоге вопрос о том, кто виноват в сбое, отошел. Скорее всего, виноваты все и понемногу.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов