Вообще, работа над бюджетом перед выборами — отдельная история. В обычное время поступление проекта документа в здание на Охотном Ряду характеризуется следующими признаками: по Думе круглые сутки снуют несчастные чиновники из Минфина, объясняющие депутатам невозможность финансовых вливаний в курируемые ими регионы, сами парламентарии день и ночь пропадают на работе, ведя напряженные переговоры с «продвинутыми» коллегами — членами самого многочисленного в нижней палате комитета по бюджету и налогам.
Рассмотрение документа в трех чтениях сопровождается бесконечными дебатами, лоббированием, скандалами и всем тем, что всегда и везде сопутствует процессу дележа денег.
Однако в период избирательной кампании картина меняется. Во-первых, в Москве депутатов не сыскать днем с огнем — заставить их прервать агитационную кампанию в регионах не может никакой бюджет. Во-вторых, почти все парламентарии отлично знают свои шансы на прохождение в следующую Думу. Те из них, кто в парламент гарантированно не попадет, уже не тратят силу и энергию, лоббируя интересы своего края. Наоборот, стараются всячески помогать федеральным чиновникам в надежде на будущее хорошее трудоустройство.
Оппозиция сейчас использует принятие основного финансового закона как повод для критики власти. Доходит до смешного: и ЛДПР, и КПРФ и «Справедливая Россия» долгие годы требовали повышения расходов на армию, и в нынешнем проекте бюджета это прописано — ан нет, опять шквал недовольства.
Более того, непримиримым противником бюджетной политики Кремля и Белого дома вдруг стал бывший министр финансов. Именно несогласие Алексея Кудрина с Дмитрием Медведевым по вопросам будущего развития экономики страны, прежде всего в свете существенного увеличения расходов на военные цели, и привело к его отставке в сентябре. Но нынешний бюджет готовился именно при Кудрине. Весьма сомнительно, что его ученик и сменщик Антон Силуанов радикально пересмотрел ключевые положения бюджета в столь короткие сроки.
В любом случае, в условиях кризиса рассчитывать на неизменность главного финансового документа не приходится — его придется перекраивать в зависимости от мировой экономической конъюнктуры. Так что анализировать бюджет, его расходы и параметры сейчас бесполезно и несвоевременно.
Александр Куликов, депутат Госдумы, фракция КПРФ
Проект бюджета на ближайшие три года совершенно не соответствует не только тем целям, которые на слова ставят перед собой власти в ходе предвыборной кампании в Госдуму, но и задачам, намеченным ими же в «Стратегии-2020». При нынешнем качестве экономики возможностей бюджета на обеспечение гражданам достойной жизни и развития страны явно не хватает.
Этот бюджет наглядно демонстрирует людям, будущим избирателям, суть нынешнего режима. Глядя на сокращение социальных расходов и увеличение трат на полицию и армию, каждому становится понятно, чего ожидают власти, что планируют.
Изменить бюджет возможно будет весной. Все покажут декабрьские выборы в Госдуму. Если фракция КПРФ увеличит в нижней палате парламента свое представительство в два раза, у нас появится возможность блокировать законопроекты, вносимые правительством и носящие антинародный характер. Совместно с фракциями других партий возможна и коренная переделка бюджета, поддерживаемого сегодня «Единой Россией».
Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономики переходного периода
В увеличении расходом на вооруженные силы и правоохранительные органы за счет уменьшения социальных статей нет ничего удивительного. Нынешняя власть с каждым годом все больше теряет легитимность на выборах, отлично понимая, что за нее голосует не 60 процентов населения, а менее 30. В этих условиях режиму остается лишь опираться на «людей с оружием». Налицо подготовка к подавлению выступлений народа.
Сильно это не поможет — в случае возникновения беспорядков события будут развиваться стремительно, и стянуть военные подразделения в Москву быстро не удастся.
Сейчас эксперты размышляют, насколько нам еще хватит денег, ведь средства резервного фонда тратятся очень быстро. Все будет зависеть от мировых цен на углеводороды. Если стагнация в Европе продолжится, понижение цен на нефть и газ очень вероятно, так как именно Запад является основным покупателем наших природных ресурсов.
Примечательно, что накануне выборов в РФ, как правило, принимаются более социальные бюджеты, которые можно уже потом, после выборов, основательно переработать. В нынешнем же проекте документа четко говорится о том, что грядет снижение социальных расходов. То есть ждать больших изменений в законопроекте о бюджете в конце зимы — начале весны не стоит.
Кроме сокращения социальных трат власти планируют летом будущего года повысить цены на услуги ЖКХ. То есть уже после президентских выборов. Кое-какие подобные гадости для населения запрятаны еще. Поэтому прописанное в нынешнем бюджете еще не самое плохое, что нас ждет в будущем.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов