Министру экономического развития вторит глава Сбербанка Герман Греф: налоги растут, а их администрирование усложняется. «Налогоплательщики сейчас не понимают, каким образом их ведут к этому самому счастью», — заявил он и добавил, что у него вызывают тревогу предвыборные обещания партий, идущих в Государственную думу: «Бизнес воспринимает все эти обещания как обещание повышения налогов. Если это не так, то опять надо дать ответ, за счет каких источников эти обещания будут исполняться».
С другой стороны, и.о. главы Минфина Антон Силуанов заявил о необходимости пересмотреть существующие налоговые льготы, введенные за последние годы: «Необходимо вернуться, проинвентаризировать эти решения. Оглянуться, посмотреть, насколько эти преференции работают. Те, которые являются мертворожденными, — может быть, посмотреть и от них отказаться», — сказал Силуанов. При этом он заверил участников конференции, что налоги в ближайшие годы повышаться не будут.
«Наша позиция в том, чтобы налоги не увеличивать, налоговая политика должна быть в ближайшее время стабильной, мы должны посмотреть на нее и оставить ее в покое, предположительно на ближайшие пять-шесть лет, чтобы не менять существенно правила игры в этой области», — подчеркнул он.
А помощник президента Аркадий Дворкович и вовсе пообещал снижение налоговой ставки в перспективе следующей трехлетки.
И, наконец, глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин в интервью «Российской газете» высказался за введение «налога на роскошь», имея в виду налоги с элитной недвижимости. При этом он же заявил, что вводить прогрессивную шкалу налогообложения в данный момент нецелесообразно.
За комментариями по налоговой политике «Особая буква» обратилась к Михаилу Делягину, главе Института проблем глобализации. Он весьма критично отозвался о речи министра экономического развития и упрекнул ее в незнании ситуации: «Если госпожа Набиуллина утверждает, что бизнес может уйти «в тень», значит, она работает не в Министерстве экономики, а где-то еще, потому что совершенно не разбирается в реалиях. Сейчас не меньше трети российского бизнеса уже находится «в тени», — сказал он.
Причиной этого экономист считает фактически существующую в России регрессивную шкалу налогообложения: «Шкала обязательных социальных взносов носит регрессивный характер — чем меньше человек зарабатывает, тем больше он платит. Это политика партии «Единая Россия» и правительства. Поскольку это циничное издевательство, многие, в особенности средний и мелкий бизнес, уходят «в тень».
В целом налоговое администрирование Делягин охарактеризовал как «безобразное», словно специально созданное под воровство. Так, возврат НДС используется в мошеннических схемах, реализуемых с помощью заинтересованных сотрудников налоговых служб. Фирмы-однодневки «ООО «Рога и копыта», в которых концентрируется НДС, в большинстве случаев контролируются представителями властей. «Это не проблема налогообложения, а проблема коррупции», — утверждает наш собеседник.
На вопрос о том, нужна ли РФ прогрессивная шкала налогообложения, наш эксперт ответил утвердительно: «Сейчас страны с «плоской» шкалой налогообложения можно пересчитать по пальцам. Можно вспомнить таких экономических титанов, как, например, Боливия. А вот те же эстонцы от «плоской» шкалы отказались». Преимущества прогрессивной шкалы налогообложения Михаил Делягин объясняет просто: она более выгодна. При меньших затратах на контроль сбора налогов казна получает больший доход, чем тот, который она имела бы от «копеечных налогов с бедных людей».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов