Международные рейтинговые агентства продолжают снижать прогнозы и рейтинги стран. После того как в минувшую пятницу Standard & Poor's лишило наивысшего кредитного рейтинга ААА вторую экономику еврозоны, Францию, и понизило рейтинг еще восьми государствам Европы, дошла очередь и до России. Правда, за нашу страну взялось другое агентство.
Fitch Ratings пересмотрело в сторону понижения долгосрочный прогноз по рейтингам обязательств Российской Федерации в иностранной и национальной валютах — с «позитивного» на «стабильный» — и подтвердило рейтинг России на уровне ВВВ. По классификации Fitch, ВВВ означает хорошую кредитоспособность в текущий момент, которую, однако, могут испортить негативные изменения экономической конъюнктуры.
«Политическая неопределенность в России выросла, а глобальный экономический прогноз ухудшился, с тех пор как Fitch в последний раз подтвердило рейтинг (России) в сентябре 2011 года. Вероятность повышения (рейтинга) снизилась, и баланс рисков лучше отражается в стабильном прогнозе», — объяснил директор группы суверенных рейтингов агентства Чарльз Сэвилл.
Специалисты утверждают, что именно политический риск, отражаемый индикаторами плохого управления, давно является слабым местом РФ по сравнению с другими странами, имеющими аналогичный рейтинг. И события после декабрьских выборов только усилили риски, связанные с российской политической моделью.
Еще в конце 2011 года замминистра финансов Сергей Сторчак предупреждал о возможной рецессии экономики нашей страны. Тогда он опасался, что особо сильно экономика может пострадать от падения спроса на экспорт, что стало следствием распространения кризиса в Европе. Но складывается впечатление, что сами рейтинговые агентства отнюдь не заинтересованы в прекращении паники в связи со второй волной кризиса. Вовсе даже наоборот — снижение рейтингов европейских стран, как и летнее понижение индекса США усилиями Standard & Poor's, приводит к все новым и новым финансовым проблемам, причем не столько для самих рейтингуемых, но и для национальных банков и компаний, чей рейтинг не может быть выше рейтинга их государств.
Когда 13 января S&P разом снизило рейтинги 9 из 16 стран еврозоны, включая Францию — вторую по величине экономику блока, — рынок отреагировал мгновенно. Курс евро провалился почти на цент. Если в четверг он торговался на уровне 1,28 доллара за евро, то в пятничный вечер опустился до 1,265 доллара. Тут же резко вырос спрос на облигации США (Treasuries) — инвесторы стали оперативно переводить средства в американскую валюту.
Еврокомиссия назвала решения Standard &Poor's «необоснованными», а еврокомиссар по финансам Олли Рен заявил, что «момент для оглашения этой новости подобран не случайно, а связан со значительными успехами по преодолению проблем странами еврозоны».
Простым россиянам все перипетии европейских и нашего рейтингов вроде как до лампочки — их, мол, происходящее не касается. Но это не так. Рейтинговая возня грозит многим нашим гражданам как минимум потерей личных сбережений — не доверяя рублю, люди привычно хранят свои деньги в евро, который, судя по всему, становится менее надежным, чем доллар и тот же родимый рубль.
Комментирует Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономической политики
Рейтинговые агентства являются крупными коммерческими организациями, которые занимаются мониторингом экономических и финансовых проблем разных государств на протяжении нескольких десятилетий. И ценность их информации в том, что все это время они применяют одну и ту же методологию. Если полгода назад по какой-то экономике был прогноз «хороший», а сегодня «стабильный» — значит, так оно и есть.
Минусом рейтинговых агентств является то, что они действуют с запозданием. К примеру, снижают рейтинг стран не тогда, когда специалисты компании заметили те или иные негативные тенденции, а когда проблемы стали слишком очевидны. Есть и частные подходы к тем или иным странам. Так, если бы ситуация в экономиках США или Японии оценивалась по тем же критериям, что и положение дел в рядовой стране еврозоны, то рейтинг показал бы печальную картину. Но так как экономики этих государств — первая и третья по величине в мире, доверие к ним большое, спрос на их товары велик, то рейтинговые агентства дают им высокую оценку.
Вопрос объективности прогнозов не является принципиальным. Рынок голосует деньгами, процентными ставками по гособлигациям. Если рынок кому-то не доверяет, то рейтинговые агентства могут постоянно ставить высокие оценки стране, но это ее экономического состояния не улучшит.
К примеру, во время кризиса в России 1998 года одно из агентств прогнозировало, что мы сможем избежать дефолта, но этого не случилось. В 2008 году дефолт обещали Латвии, но он не случился.
Так что оценка рейтинговых агентств не истина в последней инстанции. Хотя если их оценка, прогноз совпадают, то доверять сказанному стоит.
В случае с Россией прогноз вполне адекватен. Экономика РФ во многом зависит от цен на нефть, а наш основной конкурент, Ливия, в скором времени достигнет прежних объемов поставок в Европу или даже превысит их. Соответственно, цены на российские углеводороды упадут. Отсюда и снижение прогноза.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов