На Дальнем Востоке планируют сдавать иностранцам в долгосрочную аренду сельскохозяйственные угодья

Комментирует Александр Михайлов,

политолог

Кому и сколько сельхозугодно

Кому и сколько сельхозугодно
На саммите АТЭС-2012 в сентябре во Владивостоке будет озвучено рискованное предложение — отдать миллионы гектаров российской земли в долгосрочную аренду иностранцам. Эксперты предупреждают об опасных последствиях этого решения.
27 января 2012
До начала саммита, где решение о сдаче земли будет оглашено официально, достаточно времени, чтобы просчитать все риски подобной инициативы. Разрешение инвесторам из стран Азиатско-Тихоокеанского региона вкладывать финансы в российский агропром при всех внешних плюсах может привести не только к появлению на территории страны больших этнически закрытых анклавов, что предсказуемо вызовет раздражение местных жителей, но и к использованию земли не по назначению — например, для захоронения химических отходов.

 

Как пишет «Независимая газета», замминистра экономического развития Андрей Слепнев заявил: «У нас есть свободные площади сельскохозяйственных земель, куда в принципе вполне возможно пустить иностранцев». Чиновник объяснил, что азиатских инвесторов за Байкал не пустят — ограничатся Приморским и Хабаровским краями, Амурской областью. Иностранцы могут рассчитывать получить 150—200 тыс. гектаров земли для создания на них предприятия АПК. Учитывая большие объемы инвестиций, аренда будет долгосрочной. «Явно дольше, чем пять лет», — отметил Слепнев.

Действительно, в нашей стране огромное количество пустующих земель сельскохозяйственного назначения, которые не обрабатываются уже несколько десятков лет. Ясно, что нужна специальная программа для привлечения на них россиян. И это не так сложно: создайте льготные условия, сдайте в аренду за минимальные деньги и с отсрочкой платежей, и вы решите сразу две проблемы — и земля будет давать урожай, и вопрос трудоустройства станет не таким острым. Можно, безусловно, работать и с иностранцами, но на условиях совместной деятельности.

Однако почему-то такие варианты правительство не рассматривает, а предлагает то, что неминуемо создаст куда большие проблемы в будущем. Ведь очевидно, что для Дальнего Востока вопрос мигрантов из Китая, Кореи и других азиатских стран — один из самых острых. А в случае сдачи земли в аренду внутри страны появятся большие и закрытые анклавы. Никто не гарантирует, что это не приведет к новым вспышкам межэтнических конфликтов.

Если обратиться к зарубежному опыту, то в некоторых странах Африки Китай уже производит сельхозпродукцию. И местное население относится к этому негативно.

У явления есть уже специальный термин — «земельный неоколониализм». Впервые об угрозе новой формы неоколониализма высказался глава Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН Жак Диуф еще в мае 2008 года на конференции в Риме. Опасные тенденции, по его мнению, связаны с тем обстоятельством, что «богатые» развивающиеся страны, которые испытывают недостаток земельных ресурсов, стали покупать сельхозугодья за рубежом и так решают свои национальные проблемы. Однако практика показала, что, достигнув цели и произведя достаточное количество еды для своих граждан, они передают свои сложности с продовольствием другим государствам, а местные общины, традиционно связанные с земледелием, выселяются с наделов. Но России мировой опыт, как видно, не указ.

Есть и еще один нюанс. Очень трудно будет проследить за тем, насколько аккуратно и по назначению будет использоваться земля, как и чем она будет обрабатываться. Нельзя исключать, что для быстрого и большого урожая изобретательные арендаторы будут пользоваться химией, после чего плодородие придется восстанавливать опять-таки русским.

Кроме того, нужна ли конкуренция и так небогатым российским аграриям — ведь понятно, что трудолюбивые корейцы или китайцы тут же увеличат предложения сельскохозяйственной продукции на рынке.

Можно также предположить, что если земли отдадут азиатам, на них будет выращиваться не привычное нам зерно, а рис или соя — климатические условия Дальнего Востока это позволяют. Но у российских аграриев практически нет опыта в производстве этих культур, поэтому у иностранцев есть все шансы заполнить эту продовольственную нишу на рынке РФ. Однако в последние годы и жители нашей страны стали делать попытки заняться соей, и можно прогнозировать, что их количество будет расти. Получается, что вместо стимула для отечественного производителя мы своими руками даем фору иностранцам.

Так что негативных моментов в этой идее, пожалуй, больше, чем плюсов. Остается только надеяться, что, прежде чем огласить решение, правительство все тщательно продумает, взвесив все минусы и плюсы.

Комментирует Александр Михайлов, политолог

Вклад в обеспечение «продовольственной безопасности в мире» может обернуться для нашей страны трагедией. Политика развития Дальнего Востока, проводившаяся в России последнее десятилетие, потерпела крах. Дальневосточные территории уже сейчас активно заселяются теми же китайцами. И предоставление им и другим нашим соседям возможности использовать российские сельскохозяйственные земли неминуемо приведет к массовой миграции иностранцев в нашу страну. А китайцы, как известно, обосновавшись на одном месте, тянут за собой своих родственников. Получится, что на одного легально работающего иностранца придется еще несколько человек нелегально проживающих и работающих с ним домочадцев. Образование этнических анклавов неминуемо.

Сегодня в мире захват территории происходит не столько с помощью военной силы, сколько заселением. Яркий пример — заполнение Косово, исконно сербской территории, албанцами приведшее в итоге к вытеснению отсюда хозяев. Или тлеющий конфликт в Нагорном Карабахе, азербайджанской земле, заселенной в свое время армянами. Разрешение на использование российских земель иностранцами для выращивания сельскохозяйственных культур будет иметь те же последствия. Коренных россиян на Дальнем Востоке уже сейчас становится меньше, а в случае массовой трудовой миграции из соседних стран они в процентном отношении быстро утратят большинство.

У Китая к тому же в военной доктрине прописано, что Народно-освободительная армия может вступить в вооруженный конфликт с любым государством для защиты своих инвестиций. Так что если РФ, заключив соглашения о передаче в пользование Поднебесной своих территорий, однажды решит расторгнуть его в одностороннем порядке, у Пекина появится формальный повод ввести в нашу страну свои войска. Сами же китайцы вряд ли когда-нибудь пойдут на добровольное расторжение столь выгодных договоров.

Сомнительна и экономическая выгода от подобного проекта. Напоминает сдачу в аренду «Макдоналдсу» помещения на Пушкинской площади в Москве за символический один рубль за квадратный метр.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов