Премьер констатировал по преимуществу сырьевой характер отечественной экономики и ее зависимость от импорта значительной части технологий и товаров. Автор статьи видит две причины этого положения. Во-первых, «автаркический и замкнутый» характер советской экономики, который привел к технологическому отставанию, «что выяснилось, как только упал железный занавес». Во-вторых — 90-е с их нечестной приватизацией и масштабной деиндустриализацией. Сам Путин ни при чем.
Тезис о тотальной отсталости «автаркической и замкнутой» советской экономики довольно спорный — ведь даже откровенные враги называли СССР «Верхней Вольтой с ракетами». Ключевое слово здесь «ракеты»: их наличие подразумевает серьезную научно-технологическую и промышленную базу. А сокрушаясь по поводу 90-х, главный борец с олигархами не устает напоминать: пересмотра итогов приватизации не будет.
«Отъем собственности сейчас, как предлагают некоторые, привел бы просто к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы. Кроме того, многие нынешние собственники этих активов формально являются добросовестными приобретателями. Они не нарушали принятых тогда законов. Многие из них модернизируют предприятия, вводят новые рабочие места, являются эффективными собственниками», — пишет Путин.
В статье говорится о «системной коррупции», об отсутствии народных инвестиций в экономику, так называемых «длинных денег»: средний класс хотя и знает, что «жизнь налаживается» (по телевизору объяснили), но все равно не спешит делать вложения и накопления.
В общем, текст Владимира Владимировича производит куда менее оптимистичное впечатление, чем хотелось бы автору. Это довольно странно для не склонного к самокритике и рефлексии премьера — ведь именно он руководил страной последние 12 лет (восемь лет собственного президентства плюс четыре года медведевского «междуцарствия»). И, хотя все эти 12 лет государственная пропаганда не уставала рапортовать о возрождении экономики, мы по-прежнему стоим на руинах былого величия и думаем, за что бы схватиться в первую очередь, — такой вывод можно сделать из статьи.
Политолог Станислав Белковский оценил экономическое эссе премьер-кандидата как «чисто формальный акт, не имеющий существенного политического значения».
«Заявление, что государство уменьшит влияние на экономику, не соответствует практике, — говорит он. Сложилась система, при которой бизнес использует коррупционные возможности чиновников для получения дополнительных преференций, а чиновники используют полномочия, чтобы давить на бизнес — также с целью получения дополнительного дохода. Это можно изменить только путем смены элиты».
Наш собеседник похвалил статью как «качественный журналистский продукт», но отметил, что для экспертного сообщества она слишком легковесна, а для восприятия «простого человека» — слишком сложна и громоздка.
Противоречивая позиция Владимира Владимировича по поводу «лихих 90-х», по мнению Белковского, объясняется просто: «Путина привели к власти именно те, кто выиграл залоговые аукционы. То есть не будет ни пересмотра итогов приватизации, ни ее легитимации, о чем говорил Ходорковский».
Станислав Белковский не ограничился критикой путинской стратегии, но и предложил свой путь коренной реформы экономики:
«Если говорить об отказе от сырьевой экономики — нужно использовать эксклюзивный ресурс, которым располагает Россия. Этот ресурс — территория, «мост» между Азией и Европой. Надо делать ставку на высокоскоростные железнодорожные магистрали, которые свяжут Владивосток с Роттердамом. Это более удобный маршрут для грузоперевозок, чем морской путь через Суэцкий канал и кишащее сомалийскими пиратами Красное море. На сегодняшний день доля России в евро-азиатском транзите составляет 0,2 процента. А может возрасти в 100 раз».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов