В субботу премьер Владимир Путин и вице-премьер Игорь Сечин обсуждали этот вопрос с руководством российского газового монополиста. «Газпром» вынужден признать, что не в состоянии выполнить контракт в полном объеме. Формально это объясняется морозами, пришедшими в конце января — начале февраля в Россию и в западные страны.
Путин по этому поводу отметил, что в условиях холодов внутренний рынок должен быть приоритетом «для всех энергетиков РФ». Хотя «Газпром» исполнял обязательства перед западными партнерами гораздо более суровой зимой 2006 года, к тому же первая половина нынешней зимы была достаточно мягкой.
Однако законы рынка гласят, что покупателя интересуют не объяснения продавца, а товар, отгруженный в установленные сроки и в должном объеме. Исключения составляют форс-мажорные обстоятельства, которые оговариваются в каждом контракте, но пока о форс-мажоре не говорит никто. Недопоставки «голубого топлива» могут обернуться для «Газпрома» как штрафными санкциями, так и потерей клиентов — европейские покупатели могут сократить закупки или вовсе отказаться от услуг российских поставщиков.
Дмитрий Горовцов, депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия», в оценке ситуации солидарен с руководством «Газпрома».
«Пока ситуация далека от катастрофической, — считает он. — В подземных хранилищах достаточно газа. Если холода затянутся — тогда «Газпрому» придется отвечать на возможные претензии».
«К экономике эта новость не имеет никакого отношения», — в свою очередь, считает управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко. Торговля газом, по его словам, — это чистая политика, а не экономика. Европейцы ищут и будут искать дополнительных поставщиков газа, и это не зависит от недопоставок или перепоставок. Но если мы будем партнеров давить «политическими заморочками» — они «спрыгнут». Поставки от «Газпрома» и так сокращаются от года к году, напоминает наш собеседник.
«Слово «санкции» применительно к данной ситуации я не приемлю, — заявил Потапенко по поводу перспектив взаимоотношения российской госмонополии с западными покупателями. — Это как молоко: вы его или покупаете, или нет. Пока у европейцев нет другого «молочника», ведь наш газ — самый дешевый. Но, еще раз повторю, они постоянно ищут и в конце концов найдут нового продавца».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов