— Расширение Москвы за счет области — это больше политическое решение или все-таки оно продиктовано экономическими и социальными соображениями?
Безусловно, есть проблемы столичного мегаполиса — я имею в виду и Москву, и Московскую область, и, может быть, даже какую-то часть других прилегающих областей. Безусловно, их надо решать комплексно с максимальной координацией.
Дорога, которая выходит из Москвы, а дальше идет по области, не может быть сначала широкой, а дальше проселочной. Точно так же миллионы людей из Подмосковья и близлежащих областей работают в Москве, налоги платят в Москве, а потребляют социальную сферу в значительной степени там, где они зарегистрированы и реально живут. И наоборот, огромное количество москвичей, которые формально числятся москвичами, давно уже живут в области, не будучи там зарегистрированы. Я таких примеров могу несколько десятков привести, и это говорит о том, что действительно нужно обеспечить координацию и комплексное развитие всей этой огромной агломерации.
— Как, на ваш взгляд, можно обеспечить это комплексное развитие?
Тут возможны разные решения. Либо за счет очень тесной совместной работы двух формально независимых субъектов Федерации, либо благодаря созданию такого суперсубъекта Федерации типа столичного округа. Он будет, конечно, в составе России некоторым монстром, но я ничего страшного в этом не вижу.
Пока, насколько я понимаю, осознание проблемы есть, а решения нет. Просто географическое расширение Москвы ни одну из этих проблем не решает. Поэтому это совершенно какой-то параллельный альтернативный путь, и непонятно, создает ли он больше проблем или дает больше решений.
Решение проблем, о которых я сказал, никак не зависит от идеи увеличить территорию Москвы. Инициатива Медведева даст столице немного больше земли, возможность на этих территориях развивать какое-то строительство, но параллельно она создаст ряд своих проблем.
Это и дополнительная нагрузка на московский бюджет, и непонятный статус тех городов, которые войдут в суперсубъект. Сейчас они являются муниципальными образованиями. В составе Москвы муниципальные образования в классическом смысле не предусмотрены, поэтому их будут переводить в загадочный статус городских территорий.
Это, безусловно, будет поводом для конфликтов, потому что пока жители области имеют своих избранных мэров и могут их о чем-то спрашивать, а после присоединения к столице они эту возможность потеряют в рамках действующего законодательства.
Конечно, столица задыхается от отсутствия свалок, кладбищ. Возможно, эти территории превратят просто в большую кладбищенскую зону. Я утрирую, но если мы действительно говорим о проблемах, то у Москвы они очень серьезные: ей негде строиться — отсюда эта точечная застройка, уничтожение исторического центра и так далее — ей негде хранить свои отходы и ей негде хоронить своих бывших жителей. И для этого столица действительно нуждается в расширении территорий — в каких-то договорных отношениях с другими регионами, прежде всего, конечно, с Московской областью, которая позволила бы эти проблемы решить.
Но не будем забывать, что Подмосковье потеряет какую-то часть своего населения, своего экономического потенциала, просто потому, что область станет меньше. И это для региона плохо.
— Как вы считаете, назначение Сергея Шойгу губернатором Московской области направлено непосредственно на то, чтобы способствовать реализации этого проекта?
Шойгу, безусловно, является опытным хозяйственником, в частности, имеет опыт и в строительстве (когда-то он начинал в Министерстве строительства). Это человек авторитетный в федеральном центре, что позволит ему легче находить пути к федеральным ресурсам, денежным и другим, позволит как-то быстрее эти территории освоить и перестроить. Но с точки зрения решения глобальных проблем не думаю, что он что-то добавляет.
Должно быть какое-то другое решение, которое действительно охватывало бы всю Москву и всю Московскую область. Будет ли это единая административная единица или какой-то жесткий экономический союз — тут надо думать.
Как я уже сказал, с одной стороны, Москва задыхается, а с другой — она обескровливает область. Эта ситуация ненормальная. Проблемы пытаются решить, но очень частично.
Материал подготовили: Елена Николаева, Александр Газов