«Расчет наличными деньгами между физическими лицами, между физическими и юридическими лицами должен быть ограничен на первом этапе до 600 тыс. рублей, это наше предложение, Минфина. На втором этапе — с 2015 года — эта планка может быть снижена вдвое, до 300 тыс. рублей», — заявил в среду министр финансов Антон Силуанов. По его словам, соответствующий законопроект прошел обсуждение в правительстве и в ближайшее время должен быть внесен в Госдуму, передает Газета.Ru.
Министерство финансов, готовя проект поправок, подчеркивало, что это необходимо для повышения прозрачности оборота торгово-сервисных организаций. Тогда глава ведомства оценивал долю наличных в денежном обороте в 25 процентов денежной массы, тогда как в развитых странах она составляет не более 10 процентов.
Если нововведения об ограничении наличных платежей до 300 тыс. рублей будут приняты, они затронут многих граждан страны. Даже недорогой автомобиль нельзя будет приобрести за наличку, не говоря уже о квартирах, домах и дачных участках. Не секрет, что расчеты за это люди предпочитают осуществлять по старинке — то есть купюрами.
А вот покупателей элитных товаров нововведение вряд ли застанет врасплох: они уже и сейчас предпочитают расплачиваться пластиком.
Экономист Дмитрий Потапенко смотрит на инициативу под другим углом — он напоминает о банковских комиссиях, которая берется при безналичном расчете: «Основная проблема в этом. От банков все еще идут комиссии за безнальные платежи — 3 процента». Наш собеседник называет это «аморальными бабками».
«У меня в кармане лежит весьма известный картридер, который позволяет принимать платежи по карточкам. Простите, я банку за это должен 2,75 процента отдавать ежемесячно. Внимание вопрос: «С какого перепугу, когда в Чехии я отдаю 0,13 процента?»
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России, вспоминает про аргументацию Минфина о необходимости вывода на чистую воду теневой экономики. Исследовательская организация Global Financial Integrity оценивает масштаб теневой экономики в 46 процентов ВВП России.
«В России существует фактически два рубля: официальный и теневой, поскольку у нас огромный теневой оборот денег», — говорит Кабанов, отмечая, что в российских реалиях с этим крайне сложно бороться.
«Понятно, что предложение Минфина упрощает проверку расходов и доходов. Но это будет достаточно сложно, поскольку у нас очень многие граждане не могут легализовать имеющиеся средства», — считает эксперт.
Он согласен с позицией Минфина: «к ней надо приходить, но тогда нужна финансовая амнистия».
Материал подготовили: Ксения Федорова, Мария Пономарева