Глава Минэкономразвития объяснил высокие цены в России «торговой культурой» и психологией граждан

Низости высоких цен

Низости высоких цен
Министр экономического развития Андрей Белоусов наконец-то нашел виноватых в высоких ценах на товары. Это — граждане России, которые готовы платить столько, сколько назначит продавец.
10 апреля 2013
В интервью «Московскому комсомольцу» глава Минэкономразвития посетовал на низкую торговую культуру россиян — привычка покупателей к высоким ценам позволяет продавцам увеличивать розничную наценку до сотен процентов. Белоусов добавил, что это можно назвать жадностью, а можно — правильным расчетом, так как если люди готовы платить, то предприниматель может поднять наценку. Подобные высказывания министра выглядят попыткой государства умыть руки, снимая с себя ответственность за неоправданно дорогие товары в наших магазинах. А для пенсионеров и малоимущих в регионах, едва сводящих концы с концами, тезис о привычке в принципе оскорбителен. Разве у них есть выбор? А должен быть, и отвечать за это обязано государство, не только выплачивая нуждающимся пособия, но и контролируя ценовую политику или наказывая недобросовестных продавцов. Но, конечно, куда как легче покивать на психологические особенности народа и закрыть глаза на произвол монополистов.

 

Сергей Жаворонков, экономист:

— Я, скорее, соглашусь с Белоусовым, чем не соглашусь. В России, как и в других странах третьего мира, принята достаточно большая рентабельность бизнеса. Для российского бизнеса рентабельность в 100 процентов — норма, обычный порядок вещей, несмотря на все проблемы с чиновниками, взятками и так далее. В то время как в развитых странах, если мы не говорим о каких-то инновациях, производстве табака и алкоголя, нормальной рентабельностью считается 5—6 процентов, 10 — это очень хорошо.

Эта рентабельность закладывается в цены. В этом несложно убедиться на простом примере: сравните, сколько стоит бутылка минеральной воды в ларьке в центре и в крупном сетевом магазине. Разница в цене может быть двукратной.

Кроме того, у нас не очень принято откладывать деньги и низка норма сбережений — большинство людей тратит все, что зарабатывает. Это тоже способствует установлению высоких цен на рынке.

Убежден, что государство не должно регулировать цены, за исключением только стоимости услуг госмонополий. Любое регулирование цен чревато возникновением дефицита. Попытки некоторых наших соседей, например Александра Лукашенко, ни к чему хорошему не приводили. Это спровоцировало дефицит и вывоз товаров из Белоруссии туда, где их можно было продать по рыночной цене.

Нужно говорить о неких фундаментальных проблемах мировой экономической периферии, к которой относится Россия. У нас скорость оборота денег значительно выше, чем в развитых странах, поэтому низкая монетизация ВВП. Это невозможно устранить директивным путем, выпустив какой-то указ, точно так же как невозможно стать мировым финансовым центром, подписав указ президента.

Необходима последовательная многолетняя политика, направленная на снижение административных барьеров, снижения налогов. Они, кстати, у нас вовсе не так низки, как некоторым кажется. По современным исследованиям, российские налоги выше, чем в Европе и Америке, и уступают только Латинской Америке.

 

Михаил Делягин, экономист:

— Эти слова министра, думаю, вырваны из контекста, потому что звучат достаточно глупо. Огромное количество россиян, у которых есть деньги на покупку дорогих товаров, в России не покупают ничего — вплоть до кофе все покупают за границей.

Зарубежные товары в российских магазинах стоят дороже из-за произвола монополий, в первую очередь в торговле, во-вторых — из-за взяток.

Государство должно ограничивать произвол монополий, в том числе и в торговой сфере. Без регулирования рынок представляет собой аналог дорожного движения без правил. А разумное регулирование не приведет к дефициту товаров.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева