«Мастер-Банк»: жертва ЦБ, преступник или то и другое одновременно?

Сергей ЖАВОРОНКОВ,

старший эксперт Института экономики переходного периода

«Нынешнее законодательство позволяет закрыть любой банк просто так»

«Нынешнее законодательство позволяет закрыть любой банк просто так»
Собеседник «Особой буквы» считает, что «Мастер-Банк» был не худшим банком «из того, что есть», называет решение об отзыве у него лицензии «неочевидным» и даже «подозрительным», а также призывает решить проблему наличия у ЦБ диктаторских полномочий.
21 ноября 2013
Итак, Центральный банк России отозвал лицензию у «Мастер-Банка» из-за его якобы вовлеченности в теневой сектор и «дыр» в капитале на сумму 2 млрд рублей. МВД проводит обыски у его руководителей и учредителей. Непосвященные в тонкости финансовой системы граждане воспринимают эти новости однозначно: некий банк-«помойка», занимающийся обналичкой и прочими незаконными операциями, настигла справедливая кара Центробанка, чей новый руководитель вроде как поставил своей целью оздоровление банковской системы страны. Однако собеседник «Особой буквы» видит ситуацию иначе.

— Ситуация с отзывом лицензии у «Мастер-Банка», судя по всему, была неожиданной не только для его вкладчиков, но и для специалистов. Не могли бы вы объяснить, что же все-таки произошло?

Есть фундаментальная проблема в чрезвычайных полномочиях российского Центрального банка. То, как выглядят полномочия ЦБ, противоречит любой логике административной реформы.

Центральный банк одновременно является законодателем, то есть выпускает обязательные к исполнению инструкции. Он же является и исполнительной властью, то есть следит за их соблюдением и наказывает за несоблюдение. И одновременно он выполняет сервисную функцию: кому хочет может давать деньги в кредит, а кому хочет не давать. Причем он может давать кредиты как залоговые, то есть под какое-то обеспечение, так и беззалоговые — это просто так, от доброты душевной.

Все это создает вокруг Центрального банка очень серьезную коррупционную атмосферу. Она возникла не сегодня и не вчера. Она существовала все последние годы.

Вспомним несколько громких историй.

Вот Межпромбанк. Там потери только ЦБ составили миллиард долларов, а если говорить о потерях вкладчиков, так и еще больше. То, что банк находился в плохой ситуации, проводил платежи, было всем понятно. Но Центробанк продолжал его кредитовать, и в итоге эти деньги «сгорели».

И, наоборот, есть истории (и «Мастер-Банк» здесь не единственный), когда лицензия отзывается у банка, который никаких внешних признаков неплатежеспособности не подает. Я напомню вам историю АМТ Банка, у которого в 2011 году была отозвана лицензия.

Это был крупный банк, принадлежащий казахскому предпринимателю Мухтару Аблязову, который поссорился с Назарбаевым, и у него начались проблемы. Этот банк был должен ЦБ РФ некоторые деньги — как и многие банки в кризис, они получили кредиты ЦБ. Но задолженность эту банк не наращивал, а сокращал. С 2008 по 2011 год он сократил задолженность перед ЦБ с 25 до 8 млрд рублей. Банк проводил платежи, то есть не было никакой проблемы, что он прекратил свою деятельность, у банка были активы в сфере земли, недвижимости, у него были деньги вкладчиков.

Но у него была отозвана лицензия с совершенно непонятной для меня формулировкой, что он привлекает вклады под слишком высокие проценты. Банк действительно тогда давал 10 процентов, в то время это была одна из самых высоких ставок, но она была на рыночном уровне — другие давали 9,5 процента, то есть все было сопоставимо.

И в истории с крахом АМТ Банка я усматриваю просто выполнение политического заказа казахских властей на преследование их оппонента.

Соответственно, история «Мастер-Банка» тоже мне кажется подозрительной. Да, на рынке ходили слухи, что этот банк специализируется на разного рода операциях, в том числе и на обналичивании денег, но это, наверное, про любой банк можно сказать. Факт в том, что банк работал, никаких проблем не было, очередей обманутых вкладчиков не было, и вдруг… бабах, и отзывают лицензию.

На мой взгляд, во-первых, этого делать не стоило — лицензии надо отзывать только у тех банков, которые перестают проводить платежи и чья неплатежеспособность уже очевидна. А во-вторых, мы должны задуматься о пересмотре закона о функциях Центрального банка, которые наделяют его абсолютно диктаторской неограниченной властью делать что угодно, без каких-либо ограничений.

— Многие эксперты, комментируя происходящее с «Мастер-Банком», напротив, утверждали, что эта ситуация свидетельствует о том, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина выстраивает курс на санацию банковской системы, и вот, дескать, какая она молодец. А вы говорите прямо противоположное.

Да, я говорю обратные вещи, но это неудивительно. В свое время у меня сняли одну статью с печати. Помните, в 2006 году убили первого заместителя председателя Центрального банка Андрея Козлова? Я написал статью о том, что это убийство заставляет задуматься: наделение ЦБ чрезвычайными полномочиями на абсолютно произвольные «карать и миловать» приводит к тому, что кто-то переходит к таким методам воздействия. Если внутри ЦБ все зависит от одного человека, а не от системы, то значит, достаточно убрать человека, чтобы решить свою проблему.

Мою статью сняли с публикации. Мне редактор сказал: «Знаешь, мы тут тебя почитали. Тебя можно прочитать так, что Козлова убили за дело». Не знаю, за что его убили, но сама ситуация, что в ЦБ сосредоточены диктаторские полномочия, неправильная.

— То есть у вас нет оснований считать, как сейчас некоторые пишут, что «Мастер-Банк» был «помойкой» и занимался только обналичкой?

То, что он не только занимался обналичкой, я вам гарантирую. Буквально вчера мне позвонил один из моих друзей, у которого были вклады в «Мастер-Банке», причем он настолько ему доверял, что у него там больше 700 тыс. рублей, и он теперь рискует часть своего вклада не вернуть.

У «Мастер-Банка» была разветвленная сеть банкоматов, и он на этом неплохо зарабатывал. Если вы по Москве ходите, вы видите, что у них банкоматов очень много.

И уж явно я вам могу сказать, что это был не худший банк из того что есть.

— Сейчас идут выемки документов в банке, допросы. Какие вы видите перспективы для банка и его владельцев?

Надо понимать, что любой бизнес рушится, когда отозвана лицензия, потому что суть бизнеса состоит в том, что вы у кого-то взяли деньги на депозит, кому-то выдали кредит, но должно пройти время, чтобы вам этот кредит с прибылью вернулся. Но когда у вас лицензия отозвана, то немедленно все предъявляют вам претензии и просят вернуть деньги. А у тех, кому выданы кредиты, нет обязательств вам немедленно возвращать деньги: где-то кредит на год, где-то на три, на пять…И все это создает плохую ситуацию.

Если говорить о личной судьбе владельцев «Мастер-Банка», семьи Булочник, я думаю, никакой трагедии с ними не произойдет — неслучайно же они в штат брали каких-то племянников Патрушева, братьев Путина и так далее.

— Рискуют ли какие-то еще банки повторить судьбу «Мастер-Банка»?

Я думаю, это зависит от политической воли Центробанка. Нынешнее законодательство позволяет закрыть любой банк просто так. Я вам уже приводил пример с АМТ Банком, где обвинение состояло в том, что там слишком высокие проценты на депозитах.

Я полагаю, что вряд ли стоит ожидать массовых отзывов лицензий, но отдельные примеры могут последовать. А почему нет?

— Вот вы говорите, что с Булочником все будет нормально. Тогда в чем смысл «убийства» его банка? С АМТ Банком, по вашим словам, все было обусловлено политическими вещами. А тут тогда что?

Ваши проблемы, если вы предприниматель, могут носить разный характер. То, что вас еще и посадят, а не только закроют ваш бизнес, это самое худшее, что может случиться. Чаще всего тем, что у вас закрыли бизнес, дело ограничивается, а вы с оставшимися деньгами можете развивать какой-то другой бизнес. Как правило, у людей такого масштаба бизнес не единственный. Я считаю, что связи семейства Булочник не дадут применить к ним самые крайние меры воздействия.

— То есть банк, на ваш взгляд, ничем не отличался от остальных, а закрыли его, потому что так решило руководство ЦБ?

Да, я считаю, что банк закрыли по произволу, также как закрывали АМТ Банк и некоторые другие. Оснований для применения крайних мер не было, потому что банк продолжал проводить платежи, и у него были совершенно зримые признаки реального бизнеса — вкладчики, банкоматы и так далее. Я полагаю, что ЦБ нужно более аккуратно ко всему относиться. И, может, Центральному банку не стоит самому выдавать масштабные и крупные кредиты банкам, тем более беззалоговые. Лучше бы они с этого начали для спасения государственных денег. А если к банку есть какие-то вопросы, то, наверное, сначала можно предписания ему выдать.

Там же в чем еще проблема: дыра, которая якобы существует в капитале «Мастер-Банка», образовалась после того, как ЦБ потребовал от них зачислить резервы на выданные кредиты. То есть Центробанк по собственному разумению может счесть, что этот кредит дали правильно, а может решить, что неверно. Раз неправильно, то ЦБ считает, что этот кредит по определению к вам не вернется, и вы должны зачислить на этот кредит 100 процентов резервов. Понятно, что так любой банк можно обанкротить, если на каждый кредит потребовать дозачислять резервы. Тут далеко можно зайти.

— Что ж получается, есть цепочка: ЦБ отзывает лицензию, и приходят правоохранители? Или по-другому как-то?

Я думаю, что в данном случае это спланированная спецоперация. Неслучайно ЦБ и следователи синхронно начали свои действия. То есть да, кто-то решил этот банк закрыть. Основания для этого закрытия для меня неочевидны.

— А кому это может быть выгодно?

Я недостаточно хорошо знаю структуру друзей и врагов Булочника, чтобы понимать, кто такие враги, которым это выгодно. Но, думаю, есть враги и конкуренты. Наверное, они и причастны к тому, что пришли в Центробанк и объяснили его руководству, что, мол, смотрите — банк ненадежный.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов