Чтобы осужденный мог выйти на свободу досрочно, он не должен иметь от тюремной администрации замечаний. То есть, быть дисциплинированным и послушным заключенным.
Начиная с 2005 года тюремная администрация пытается доказать, что Ходорковский – заключенный очень недисциплинированный, имеет замечания и условно-досрочно освобожден от отбывания наказания быть не может.
В течение всего срока заключения адвокаты оспаривали в суде каждую «претензию» тюремного начальства к Ходорковскому. Причем успешно – из шести взысканий на сегодняшний день в деле осталось только одно, да и то весьма сомнительное. Остальные удалось отменить. Однако игра во взыскания продолжается: даже если никаких претензий нет, ФСИН их выдумывает, а адвокаты опровергают.
Сегодня администрация СИЗО заявила, что очередное нарушение Михаил Ходорковский совершил 18 августа. На этот раз надзиратели обнаружили, что в питьевом бачке камеры вода мутная. А еще Ходорковский не смог вспомнить, сколько заключенных с ним сидит.
Перечислив эти вопиющие нарушения режима содержания под стражей, обвинитель добавил, что не будет настаивать на их исследовании в суде, поскольку сейчас они проходят проверку.
Защита, со своей стороны, пригласила на заседание суда Игоря Гнездилова, бывшего сокамерника Михаила Ходорковского. Гнездилов был главным свидетелем самого серьезного нарушения, которое пока что фигурирует в деле: во время одной из прогулок Ходорковский якобы не держал руки за спиной. Сейчас свидетель отказывается от своих слов, объясняя, что был вынужден оговорить сокамерника под давлением тюремной администрации. Сегодня он рассказал об этом в суде.
Суд пока не принял решения. Завтра заседание продолжится.
Корр. "Я"