Так суд ответил на заявление адвоката Ходорковского Вадима Клювганта о том, что в соответствии со статьей 79 УК РФ лицо, отбывшее необходимую часть срока наказания, подлежит условно-досрочному освобождению (не «может быть освобождено», а «подлежит освобождению», подчеркнул адвокат) при наличии только одного условия: для своего исправления оно не нуждается в дальнейшем отбывании наказания. На основании этого требования закона возможен единственный вывод: при наличии указанного условия (нет препятствий и есть основание) суд обязан применить УДО и не вправе отказать в нём.
В ходе судебного заседания представители Читинского СИЗО представили три ходатайства: рассмотреть дополнительные характеристики на Михаила Ходорковского из Матросской тишины, колонии в Краснокаменске и других изоляторов; заслушать объяснения свидетелей-заключенных и исследовать в судебном заседании предоставленные СИЗО кадры материалов видеонаблюдения. По мнению представителей СИЗО, эти материалы имеют отношение к эпизоду октября прошлого года, когда Ходорковскому было предъявлено взыскание о нарушении режима содержания (необходимости держать руки за спиной по время движения по территории СИЗО).
Адвокаты Ходорковского вновь заявили ходатайство о ведении фото- и видеосъемки в зале суда. Но на этот раз судья не удовлетворил ходатайство защиты, посчитав, что это может помешать ходу судебного заседания, хотя днем раньше съемку вести разрешили. У представителей прессы были изъяты все записывающие устройства, включая мобильные телефоны.
Судья отклонил и два из трех ходатайств представителей СИЗО: рассмотрение дополнительных характеристик, которые оказались заверенными не должным образом, и заслушивание объяснений свидетелей-заключенных.
Ходатайство о демонстрации кадров видеонаблюдения, несмотря на протест адвокатов, судьей было удовлетворено.
В зале был установлен небольшой компьютерный монитор, представитель Читинского СИЗО достал из кармана брюк диск в бумажном конверте и передал судебным приставам. Демонстрация видеоэпизода заняла несколько минут. И хотя представитель прокуратуры явно пытался загородить монитор от прессы, большинство журналистов хорошо увидели представленные материалы. На мутных кадрах угадывался некий силуэт в сопровождении конвоя, следующий по коридору СИЗО. Никаких официальных документов о подлинности данной видеозаписи суду представлено не было. Звука не было, так что команду, если даже она прозвучала, услышать было нельзя. Также на кадрах не было даты, которая обычно присутствует на такого рода свидетельствах. Какие выводы сделал из этой демонстрации суд, неизвестно.
Зато известно, что даже в случае удовлетворения прошения Ходорковский на свободу бы не вышел: он находится под арестом в рамках второго уголовного дела.
После оглашения решения адвокат Клювгант обратился к судье с просьбой дать Михаилу Ходорковскому время для общения с прессой. Судья дал одну минуту, и корреспонденту радиостанции «Эхо Москвы» удалось получить комментарий Ходорковского к решению суда: «судебная реформа идет не так быстро, и решение было ожидаемым» и о его отношении к просьбе о помиловании: «это не тот вопрос, на который я готов сейчас ответить». После чего конвой вывел заключенного из зала.
Корр. "Я"
Хроника взысканий, наложенных тюремной администрацией на Михаила Ходорковского и отмененных после вмешательства адвокатов