Михаил Ходорковский, экс-глава «ЮКОСа», сможет продолжить изучать материалы нового уголовного дела против него без ограничений, однако его адвокаты после 15 декабря будут иметь доступ только к ксерокопиям документов. Суд согласился с мнением защиты бизнесмена, что началом изучения материалов нового дела следует считать июль 2008 года, когда следствие перепредъявило Ходорковскому обвинения, а не февраль 2007 года, как полагают следователи. Таким образом, Ингодинский районный суд города Читы частично удовлетворил ходатайство об ограничении срока ознакомления, - пишет сайт «khodorkovsky.ru».
Решения в отношении совладельца «ЮКОСа» Платона Лебедева по аналогичному ходатайству следователей суд сегодня не принял, перенеся рассмотрение на среду 19 ноября. Однако в ходе сегодняшнего заседания судья заслушал сторону защиты, обвинения, ознакомился с представленными документами.
Напомним, что ограничить Лебедева и Ходорковского во времени, отведенном на ознакомление с материалами дела, следствие предложило, ссылаясь на намеренное затягивание процесса обвиняемыми. Однако на заседании 17 ноября адвокат экс-главы «ЮКОСа» указал на нелогичность следователей: ведь в октябре было удовлетворено очередное их ходатайство о продлении срока содержания под стражей Михаилу Ходорковскому как раз для ознакомления с материалами дела.
Прокурор же акцентировал внимание на том, что сам обвиняемый и его защита, несмотря на предоставленные им материалы, изучает их нерегулярно, чем нарушает права остальных участников процесса. Адвокат объяснил это спецификой режима содержания Ходорковского. Для ознакомления с документами его возят в определенное время в прокуратуру, в СИЗО же он может изучать материалы лишь около трех часов в день. Кроме того, Ходорковский должен присутствовать в суде во время слушаний, что также отнимает у него время. Адвокат заметил, что данное уголовное дело очень велико и сложно. «Особенность этого дела в том, что тома сформированы таким образом, что к ним неоднократно приходится обращаться, а до недавнего времени тома не имели описи. Кроме того, там большой объем цифровых данных», - подчеркнул адвокат Розенберг.
Сам же Ходорковский на обвинение в намеренном затягивании процесса возразил тем, что следователи сами составляют очень размытые формулировки. В частности, непонятно, в чем конкретно Ходорковского обвиняют. «Неясно, в чем меня обвиняют - в хищении нефти, нефтепродуктов, выручки или прибыли. Я не понимаю, как я мог похитить средства путем передачи их на баланс? При одной из экспертиз допущена арифметическая ошибка на 60 миллиардов рублей. Если обвиняют в хищении нефти - дело рассматривается под одним углом, если денежных средств - под другим», - отметил Ходорковский и попросил суд вынести следователю Алышеву частное определение за намеренное затягивание дела.
Платон Лебедев сегодня тоже обратился с аналогичной просьбой, правда, за другое – за систематическую фальсификацию и служебный подлог. Дело в том, что следствие не может предоставить подтверждающих обвинение доказательств. В ходатайстве указывается, что Платон Лебедев похитил 38% акций ОАО «ВНК», однако следователь не может ни предъявить свидетельствующие об этом документы, ни даже указать, где в материалах уголовного дела содержится эта информация, - пишет «Интерфакс».
«Меня обвиняют в том, чего нет. Речь идет о хищении у государства с последующей легализацией. Следователь Алышев в курсе, что такого события нет, и речь идет не только об этом эпизоде. Пусть следствие представит документы и обоснует позицию», - заявил Платон Лебедев.