В жалобе указывается на нарушение Конвенции о защите прав и основных свобод, касающихся права на справедливое судебное разбирательство и защиты собственности. Заявляя, что при помощи фиктивных налоговых претензий государство конфисковало имущество компании на сумму 32 млрд. долларов, ЮКОС просит признать действия властей незаконными.
Жалобу подал в Страсбургский суд адвокат Пирс Гарднер, получивший доверенность от руководства компании. После ареста осенью 2003 года Михаила Ходорковского ЮКОС возглавил Стивен Тиди. Но в марте 2006 года консорциум иностранных банков-кредиторов ЮКОСа инициировал процесс его банкротства, завершившийся в ноябре 2007 года. Конкурсным управляющим ЮКОСа был назначен Эдуард Ребгун, а полномочия менеджмента во главе с его президентом Стивеном Тиди были прекращены. Это позволило Эдуарду Ребгуну заявить об отсутствии полномочий у адвоката Пирса Гарднера и наличии их только у самого Ребгуна. Письмо об этом бывший конкурсный управляющий ЮКОСа направил недавно секретарю первой секции Европейского суда по правам человека.
Исходя из этого, а также ссылаясь на то, что, Гарднер подал жалобу весной 2004 года, когда дело о налоговых претензиях к нефтяной компании по существу в столичном арбитраже не рассматривалось, представитель Российской Федерации в Страсбурге уже назвал жалобу компании ЮКОС незаконной.
Представители государства могут также сказать, что жалоба неприемлема, потому что истца - ЮКОСа - уже нет, он расформирован в соответствии с законодательством РФ, но в данном случае это плохой аргумент, рассуждает адвокат Илья Рачков из "Нерр Штифенхофер Лутц". Ведь есть акционеры, продолжающие судиться с Россией, в том числе в арбитражных судах, заявляя претензии на рекордные суммы, отмечает он. Если суд вынесет решение против России, оно может оказать влияние на рассмотрение этих дел, считает Рачков.
В 2005 году американские акционеры действительно подавали коллективный иск в окружной суд Вашингтона, а компания Group Menatep, основной владелец ЮКОСа - многомиллиардный иск в международный арбитраж для взыскания с России ущерба от экспроприации основных активов нефтекорпорации. Попытки этих судебных тяжб пока не привели к юридическим последствиям для Кремля, напоминает Reuters.
Впрочем, какие именно аспекты жалобы Страсбургский суд будет рассматривать, пока неизвестно. Но жалобы, признанные приемлемыми для рассмотрения по существу, обычно удовлетворяются.
Итоговое решение по этому делу Европейский суд по правам человека может принять уже в нынешнем году.