Обвиняемые в хищении огромных объемов нефти экс-руководитель «ЮКОСа» Михаил Ходорковский и бывший глава МФО «МЕНАТЕП» Платон Лебедев по-прежнему не понимают предъявленного им обвинения. Более 70 терминов, по мнению Ходорковского, должны быть ему разъяснены, а также его мотивы, время и место совершения преступления.
Непонятно опальному предпринимателю, в каком значении обвинение употребляет термины «углеводородное сырье», «искусственный перевод на баланс», «выручка», «холдинг», «цена», «прибыль», «подконтрольность юридического или физического лица», «дочерние компании». А ключевое в этом деле слово «нефть», по словам Ходорковского, ему понятно в общеупотребимом смысле, однако неясно в каком значении употреблено обвинителями: «И не понятно, в каком смысле использован основной термин - нефть. Я специалист и понимаю, что нефть бывает разная».
Кроме того, экс-глава «ЮКОСа» попросил разъяснить ему способ, время и место совершения вменяемых преступлений. Особенно его заинтересовало мнение прокуроров относительно его умысла на совершение преступления. В зависимости от ответа предприниматель будет планировать свою защиту: «Если выяснится, что я внезапно сознавал умысел, то придется делать экспертизу».
Напомним, ранее прокуроры на просьбу обвиняемых разъяснить обвинение отвечали тем, что для специалистов, коими являются Ходорковский и Лебедев, разобраться в сути не представляется трудным. Однако предприниматели настаивают на своем. Сегодня Ходорковский заявил по этому поводу следующее: «Если одно утверждение в обвинительном заключении противоречит другому или квалификации преступления, то я хочу разъяснений. Защищаться мне предстоит не от предположений, а от написанного обвинения, которое, мне кажется, неясным и противоречивым».
Платон Лебедев был менее многословным. Он лаконично ответил на вопрос судьи о ясности предъявленного обвинения: непонятно ни одно из обвинений, неясности встречаются почти на каждой странице. Кроме того, он попросил одного из обвинителей Валерия Лахтина уточнить, «в какой галактике и на какой планете» находится упомянутый в обвинении «остров Гибралтар». (На самом деле Гибралтар — это принадлежащая Великобритании часть Пиренейского полуострова)
Напомним, Лебедева и Ходорковского обвиняют в хищении нефти на сумму чуть менее 900 миллиардов рублей, а также легализации денег, полученных после реализации части незаконно присвоенной нефти на общую сумму, превышающую 487 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов.
В 2005 году предпринимателей уже осудили за укрывательство налогов и приговорили к 8 годам лишения свободы.