С ходом расследования крушения вертолета марки «Bell» с губернатором Иркутской области на борту становятся известны новые компрометирующие подробности. По предварительным данным Межгосударственного авиационного комитета, летательный аппарат с губернатором Игорем Есиповским, зампредом регионального правительства Михаилом Штондом, охранником Александром Шестаком и пилотом Виктором Куновым упал после столкновения с 25-метровым деревом.
Что делал вертолет на такой низкой высоте, при минимально разрешенной высоте полетов в этом районе в 2000 метров еще предстоит выяснить, однако уже появилось несколько версий.
Опытный пилот Виктор Кунов, несмотря на значительный летный стаж и специализацию на иностранных вертолетах, мог ошибиться, что и привело к катастрофе. Решающими факторами, как пишет «КоммерсантЪ», могла послужить темнота (крушение произошло ночью) и то, что Кунов получил сертификат летной годности на «иномарках» канадской фирмы «Bell» буквально за несколько дней до трагического полета, т.е., возможно, не привык к конкретному летательному аппарату.
Согласно другой версии, губернатор вместе со своими спутниками совершал рабочий облет, однако параллельно решил поохотиться. Об этом косвенно свидетельствуют и найденные на месте крушения обгоревшие охотничьи карабины. Кроме того, по непроверенным данным, неподалеку от обломков вертолета была найдена туша убитого медведя, которую позже оттащили и спрятали. Однако официальные источники эти слухи категорически отвергают.
Если допустить, что пассажиры действительно охотились с борта и застрелили животное, им понадобилось его как-то забрать. Но подходящей площадки для посадки вертолета поблизости не оказалось и пришлось цеплять тушу на трос. Для этого пилоту необходимо было зависнуть на малой высоте, что само по себе является достаточно сложным маневром, и спустить по веревочной лестнице одного из охотников, чтобы тот зацепил крючок за тушу. Возможно, во время выполнения этого маневра Кунов и допустил роковую ошибку.
Версия охоты возникла не случайно. Во-первых, аналогичный случай произошел в начале января 2009 года, когда в Алтайских горах разбился вертолет с полпредом президента в Госдуме Александром Косопкиным и другими высокопоставленными лицами. Сначала власти также отрицали предположения, что чиновники охотились с борта, но потом сами инициировали уголовное разбирательство по подозрению в браконьерстве. Во-вторых, и время и место крушения вертолета иркутского губернатора подходит для охоты именно на медведей, которых в это время года там много: звери просыпаются после спячки и их легко привлечь на приманку.
Некоторые версии крушения уже отвергнуты специалистами. В частности, популярное вскоре после катастрофы предположение, что в падении виновата погода, было отвергнуто. По словам экспертов МАК, погода была приемлемой для полетов. Также обсуждалась версия теракта: якобы были свидетели полета губернаторского вертолета, которые заявили, что он загорелся еще в воздухе. Однако эту версию отмели в тот же день. Кроме того, в качестве возможной причины крушения назывались технические неисправности. Однако, по данным предварительного обследования деталей вертолета экспертами, летательный аппарат работал нормально.