В интервью «Московскому комсомольцу» 5 июня Рахимов заявил, что в России «уровень централизации даже хуже, чем в советские времена», «по отношению к местным проводится политика недоверия и неуважения», а правящей партией «пытаются рулить люди, которые и тремя курицами не командовали».
По горячим следам прокомментировали выпады главы Башкирии в адрес партии двое. Сначала Исаев, грубо отчитавший Рахимова. Затем Борис Грызлов, пообещавший во всем разобраться, а уже потом принимать меры, напоминает РИА «URA.Ru». Не заставил себя ждать и третий комментарий - на официальном интернет-ресурсе «ЕР» «Первоисточник» появилась статья «Башкирский Сальери», в которой единороссы «заклеймили» члена Высшего совета своей партии сравнением с коварным коллегой Моцарта и с горечью провели параллель между самим Моцартом и центральной властью.
«К очередному юбилею Пушкина единороссы сняли несколько роликов, в которых лидеры партии читают стихи поэта. К сожалению, в нашумевшей акции приняли участие не все политики. Глава Башкирии Муртаза Рахимов сегодня мог бы с чувством продекламировать строки из «Моцарта и Сальери»:
«Вот яд, последний дар моей Изоры.
Осьмнадцать лет ношу его с собою –
И часто жизнь казалась мне с тех пор
Несносной раной, и сидел я часто
С врагом беспечным за одной трапезой,
И никогда на шепот искушенья
Не преклонился я, хоть я не трус,
Хотя обиду чувствую глубоко… и далее по тексту», – сетует издание.
«Первоисточник» обращает внимание на странность ситуации: в роли защитника процесса демократизации выступил Рахимов, хотя массовые избиения в Благовещенске стали уже черной строкой в истории современной России. «Считается, что Рахимов управляет Башкирией 16 лет – с 93-го, когда он был выбран президентом этой республики. На самом деле это не так. Башкирией Рахимов начал управлять в 90-м, еще при коммунистах, став председателем Верховного совета республики. И именно тогда – 11 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Башкирии. Вполне понятный шаг – ведь Рахимов в 90-е был одним из лидеров, возглавивших борьбу национальных республик за суверенитет и максимальную независимость от Москвы.
Правда, потом он тихо сдал все идеи башкирского государственного суверенитета, получив ярлык на правление из Златоглавой. Однако урок 90-х он усвоил четко – лучший способ давления на федеральный центр, это имитация сепаратистской активности населения. Таким образом, в Башкирии появилась националистическая организация «Кук Буре» – «Серые волки. «Является ли сам Рахимов националистом?», – задается вопросом «Первоисточник», и тут же дает ответ: «Конечно, нет. Башкирский национализм для него – лишь инструмент для давления, но не более». Далее описывается главная политическая интрига этих дней - 11 июня, накануне «Дня России» соберется Ассамблея народов Башкирии, которая должна подтвердить курс на большую автономию республики: «Якобы есть два варианта событий – если к голосу факелоносца демократии на Урале Муртазы Рахимова прислушаются в федеральном центре, то Ассамблея тихо-мирно посетует на излишнюю централизацию власти и на то, что нет возможности изучать родные языки. В ином случае собравшиеся могут, якобы, объявить референдум об изменении конституции республики. Конечно, башкирский Сальери видит, что он – уже прошлое. Но хочет продлить минуты (читай – года) своей власти пусть и с помощью яда сепаратизма, подлитого в бокал центральной власти».