Вчера в Кремле собирались президенты стран—членов ОДКБ, чтобы подписать соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР). Лидеры стран «семерки» договорились об их создании на московской встрече 4 февраля, и за последние пять месяцев секретариату ОДКБ удалось совершить почти невозможное: согласовать со всеми странами альянса принципы формирования, функционирования и применения КСОР.
Однако подписание соглашения о КСОР оказалось под угрозой срыва из-за конфликта Москвы и Минска, апофеозом которого стала разразившаяся неделю назад «молочная война». В ответ на решение Роспотребнадзора запретить поставки в РФ белорусской молочной продукции президент Белоруссии Александр Лукашенко решил бойкотировать исторический саммит ОДКБ.
Белорусский МИД объявил об этом в субботу, направив в Москву соответствующее уведомление. «Причиной нашего неучастия в текущей сессии ОДКБ стало категорическое несогласие Белоруссии принимать решения ОДКБ, направленные на укрепление военно-политической безопасности, до тех пор, пока открыто подрывается экономическая безопасность одного из членов организации, в данном случае Республики Беларусь. Это наша осознанная позиция»,— отмечается в ноте белорусского внешнеполитического ведомства.
Президенты Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана нашли выход из положения, договорившись о подписании соглашения о КСОР вшестером. «Мы пришли к определенным решениям, которые были подписаны государствами при формулировании по ряду позиций особого мнения Узбекистана,— сообщил президент РФ Дмитрий Медведев на расширенном заседании Совета коллективной безопасности (СКБ).— Подписан документ о ходе выполнения решения СКБ о КСОР. Подписан документ, который включает в себя соглашение о КСОР и их составе». По словам Медведева, те государства, которые не участвовали в работе саммита, имеют возможность присоединиться к принятым решениям позже. Заодно лидеры альянса придумали, как урегулировать вопрос с председательством в ОДКБ, которое нельзя было передать Белоруссии ввиду отсутствия ее президента. На итоговой пресс-конференции Дмитрий Медведев сообщил, что Россия принимает от Армении техническое председательство в организации до принятия на этот счет окончательных решений.
Пока Дмитрий Медведев подводил итоги саммита, отмечая: «Я надеюсь, что эта мясо-молочная истерика не испортит в конечном счете работы по КСОР и для самой Белоруссии, потому что преимущества здесь совершенно очевидные», Белоруссия нанесла союзникам по ОДКБ еще один удар, попытавшись свести к нулю достигнутые договоренности. Пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Попов заявил, что Минск считает нелегитимными решения, принятые на саммите в отсутствие Александра Лукашенко, и, в частности, соглашение о создании КСОР. Подписание указанного документа господин Попов назвал попыткой «игнорировать не только принципиальную позицию государства—члена ОДКБ, но и игнорировать основополагающее правило организации — правило консенсуса при принятии решений, гарантирующее неукоснительный учет мнения всех без исключения членов ОДКБ».
«У нас нет особого расстройства по поводу поведения Белоруссии. Видимо, кое-кому просто надоело быть президентом этой страны»,— сказал в беседе с «Коммерсантом» высокопоставленный сотрудник администрации Дмитрия Медведева.
По слухам, уже в ближайшее время Москва может начать новую атаку на Минск. На этот раз — газовую. Еще в конце мая советник посольства РФ в Белоруссии по экономическим вопросам Андрей Кузнецов заявил, что Белоруссия расплачивается за российский газ не в полном объеме. «Цена на газ в первом квартале должна была составлять $210 за тысячу кубометров, однако оплата идет в пределах $150»,— заявил дипломат. Вопрос о цене на газ для Белоруссии обсуждался Дмитрием Медведевым и Александром Лукашенко еще в декабре 2008 года. Тогда они условились, что цена будет рассчитываться по следующей формуле: среднеевропейская цена с понижающим коэффициентом 0,8 за вычетом транспортных расходов и экспортной пошлины. Правда, в первом квартале 2009 года Минск «не заметил» повышения цены на газ со $128 до $210 за тысячу кубометров и оплатил поставки по прежнему тарифу, накопив за зиму долг перед «Газпромом» около $70 млн. В конце марта в ходе переговоров двух президентов в Завидово решение, казалось, было найдено. Москва разрешила Минску оплачивать российский газ по среднегодовой цене около $150 за тысячу кубометров, причем период окончательного расчета был перенесен на конец года. Однако эта договоренность осталась устной — ни о каком юридическом оформлении стороны не сообщали.
В Минске также начали готовиться к большому противостоянию с Москвой. Начальник пресс-центра госпогранкомитета Белоруссии Александр Тищенко вчера сообщил, что по поручению Александра Лукашенко его ведомство готовится к «возможности введения элементов пограничного и таможенного контроля на границе с Россией». «С российской стороны присутствуют элементы пограничного и таможенного контроля. С белорусской стороны таких мер пока не вводилось,— сообщил он, добавив, что в случае принятия соответствующего решения пограничная и таможенная службы Белоруссии «в состоянии выполнить эту задачу в кратчайшие сроки».