Вчера президент сообщил, что вносит в Госдуму новые поправки в закон, которые являются «солидарным вкладом государства, с одной стороны, и наших неправительственных и общественных организаций, с другой, по преодолению социального спада, социальных последствий экономического кризиса». Дмитрий Медведев на встрече с представителями российских НКО признал, что «существующий порядок отчетности для таких организаций обременителен», и сказал, что теперь будет достаточно уведомить государство о том, что организация продолжает свою деятельность. По его словам, законопроект также ограничивает перечень документов, которые органы власти могут запрашивать у некоммерческих организаций, сообщает «Интерфакс».
«Число проверок НКО необходимо уменьшить. Их, как и малые предприятия, нужно проверять не чаще одного раза в три года», — сказал глава государства. Кроме того, по словам Медведева, законопроект предусматривает сокращение сроков рассмотрения регистрационных документов. «Инициативные группы, допустившие ошибки при их подготовке, не будут утрачивать право на исправление ошибок и повторную подачу документов», — сказал президент.
Поправки не решили проблему с иностранными НКО, упрощение отчетности и сокращение проверок на них не распространяется. Как сообщили председатель президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, приглашенные на совещание к Медведеву, по поводу иностранных НКО поправки будут внесены в следующем году. «Мы должны соблюсти нормы, которые есть в других странах. Это связано с защитой национальных интересов России. Работа НКО с денежными средствами из-за рубежа вызывает озабоченность структур, связанных с госбезопасностью,— пояснил Кузьминов.— Мы устранили лишь очевидную несообразность, то, что било в глаза». Пока для иностранных НКО сделано лишь одно послабление. Из перечня оснований для отказа во внесении в реестр исключено одно из самых скандальных — если цели и задачи создания филиала или представительства иностранной НКО «создают угрозу национальному единству, самобытности и культурному наследию РФ».
Напомним, в апреле прошлого года бывший глава ФСБ и Национального антитеррористического комитета Николай Патрушев, выступая на заседании НАК, обвинил «отдельные некоммерческие организации», работающие в России, в том, что они оказывают информационную помощь эмиссарам террористов. Чуть ранее Дмитрий Медведев публично усомнился в целесообразности финансирования НКО из зарубежных источников и посетовал на то, что работа российских НКО на Западе тоже содержит множество ограничений.
Также напомним, что у государства уже было несколько громких конфликтов с НКО: например, фонд «Евразия» фигурировал в «шпионском скандале» с камнем, а представитель фонда дикой природы Игорь Честин выступил против строительства олимпийских объектов в Сочи накануне приезда делегации МОК
«В 2006 году этот закон приняли, чтобы удушить гражданское общество, поставить общественные организации под контроль государства: за это время количество НКО уменьшилось с 650 тыс. до 200 тыс.— обозначила положительные стороны поправок глава Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева.— Но на самом деле НКО гораздо больше, просто они прекратили официальное существование и больше не регистрируются из-за сложности регистрации и отчетности». В то же время Л. Алексеева считает, что эта версия закона «порочна по существу», поскольку «в демократических государствах гражданское общество контролирует бюрократов, чтобы не превышали полномочия, не крали, а у нас, наоборот, бюрократия контролирует гражданское общество».