В пятницу на Садовнической набережной начался снос целого исторического квартала. 17 июня там обрушился особняк, в котором проводились незаконные строительные работы, под завалами погибли три человека. После происшествия столичные власти сообщили, что снесут здание и прилегающий дом, а на их месте построят муниципальное жилье. Однако под снос пошли и другие дома квартала, что вызвало возмущение экспертов и местных жителей, сообщает телеканал «Вести».
«Сносится на наших глазах доходный дом 1906 года постройки, самый красивый, интересный и необычный из всех. И за ним в переулке уже ожидает той же участи доходный дом 1875 года. Если даже согласиться, что второй дом был как-то связан с первым, то почему сносится третий — совершенно непонятно», — заявил на акции в защиту квартала историк Рустам Рахматуллин.
Представители общественного движения «Архнадзор» считают, что квартал начали сносить «под шумок», чтобы расчистить место для коммерческой стройки. По мнению экспертов, здания могли бы простоять еще долго. Кроме того, ни активистам, ни вызванным ими милиционерам не предъявили документов, разрешающих снос всех зданий в квартале.
«Ни одного документа снова нет. Есть только акт от 17 июня с разрешением снести обрушившееся здание и примыкающее к нему. Но указан неправильный адрес, и сейчас они сносят не тот дом, который указан в акте», — сообщил член градостроительного совета Москвы Алексей Клименко.
Неразбериху с бумагами представители компании, отвечающей за снос, объяснили просто: в выходные дни такие документы выдать некому. Достаточно того, что решение было озвучено еще в среду первым заместителем столичного мэра. Краеведы недоумевают: почему московские власти не знали о ведущихся работах? Как умудрились не заметить шестиметровый подкоп под фундамент? Почему решили снести и соседний дом — без проведения каких-либо экспертиз?
Про рухнувший в минувшую среду дом номер 71 прессе сообщили: «Это постройка 30-х годов, «сталинка», ничего интересного». На самом деле, это дом 1912 года, предназначенный для городских училищ. На его месте сейчас руины. Практически ничего не осталось от четырехэтажного дома номер 80 1906 года постройки на углу Садовнического переулка и набережной. Его эксперты называли самым интересным образцом архитектуры начала прошлого века в районе. Как сообщают «Вести», на сегодня от всего квартала остался лишь дом на Садовнической улице, в основе которого постройка ещё 1871 года. Однако — экскаваторы уже вплотную подошли и к нему.
Квартал между Садовническими набережной, улицей и переулком в течение нескольких десятилетий до революции принадлежал Бахрушиным — дальним родственникам знаменитых художников и меценатов. Он был расселен пять лет назад. Обещанная властями реконструкция с тех пор так и не началась. Впрочем, судя по словам местных властей, план сноса и нового строительства был готов гораздо раньше, чем это озвучил первый заместитель мэра Москвы. Вот цитата из интервью главы управы Замоскворечья районной газете, вышедшего еще в январе: «Дом расселен как аварийный, городом были затрачены серьезные средства на расселение жителей. Здание находится в таком состоянии, что его легче снести и построить новое. Документы на снос готовы».
Активисты «Архнадзора» утверждают, что в центре собираются тайно снести еще сто старинных зданий. В руках представителей движения по защите памятников архитектуры оказалась копия распоряжения столичного правительства, которое нельзя найти на официальных сайтах ведомств. В нем говорится об очистке центральных районов от старинных построек в кратчайшие сроки. Как выяснили активисты «Архнадзора», «молниеносную войну» с исторической застройкой столичные власти могут объявить в начале июля. Но уже сейчас ее последствия видны не только в Замоскворечье.
Основательно «прорежена» улица Гиляровского — вместо домов начала XX века там теперь пустыри и руины. А здание середины XIX века на Краснопролетарской приготовлено к сносу «в целях усиления антитеррористической безопасности жителей города Москвы». Под видом «научной реставрации» готовят к сносу старейшее здание в районе Арбата — палаты Зиновьевых XVII века в Большом Афанасьевском переулке. На первоначальной схеме инвестпроекта они еще есть, а на окончательном — уже нет.
По мнению координатора «Архнадзора» Константина Михайлова, все это — только красиво сформулированный повод, а подлинная причина - в прекрасной возможности освоить весьма круглую сумму в 1,5 миллиарда рублей.
Напомним, накануне Мосгордума отказалась назначить проведение городского референдума, на который планировалось вынести следующие вопросы: возвращение москвичам права выбирать мэра, введение законодательного запрета точечной застройки, препятствие реализации опасных для москвичей градостроительных проектов, постановка программы капитального ремонта под жесткий контроль жильцов, запрет рейдерских захватов придомовой земли и расширение прав местного самоуправления.
Депутаты большинством голосов решили, что проведение референдума противоречит закону.